Почему Владимир Путин не хуже Тони Роббинса? Как стать любимцем публики в онлайне и на сцене

Почему Владимир Путин не хуже Тони Роббинса? Как стать любимцем публики в онлайне и на сцене

Руководитель академии ораторского искусства «Публичная личность» Сергей Лаврентьев рассказал об особенностях публичного выступления в кризис.

Сегодня огромное количество людей пустилось в инфобизнес: публичные выступления, прямые эфиры, вебинары, вайны. И все пытаются что-то продать, обещают повысить заработок, развлекают… Создается ощущение, что только ленивый не старается заявить о себе широкой общественности. Но делать это хорошо получается далеко не у всех. В чем причина того, что кто-то становится топовым спикером, любимцем публики или успешным блогером, а кто-то без вести теряется в потоке онлайна? Как стать любимцем публики и что для этого нужно уметь? На эти и другие вопросы ответил руководитель академии ораторского искусства «Публичная личность», консультант спикеров Sinergy Online Forum, автор книги «Взрослые игры с микрофоном» Сергей Лаврентьев.

- Сергей, ты готовишь к публичным выступлениям известных спикеров и топ-менеджеров. Как ты к этому пришел?

Десять лет назад я работал журналистом в газете РБК daily и посещал очень много деловых конференций.

Почему Владимир Путин не хуже Тони Роббинса? Как стать любимцем публики в онлайне и на сцене

Тогда тема продвижения личного бренда через публичные выступления только набирала обороты. Многие спикеры, которые сегодня блистают на сцене, вроде Оскара Хартмана, делали свои «первые шаги». Встречались интересные ораторы, но большинство выступало отвратительно. Это были скучнейшие презентации, нудные речи, перегруженные аналитикой слайды, неинтересная подача. В общем, смотреть и слушать не хотелось совсем.

Я был жутко недоволен потраченным на таких конференциях временем.

Но самое страшное, когда мне самому пришлось выступить перед публикой, у меня тоже случился провал. И знаете, меня это взбесило, я решил разобраться, что и как нужно делать на сцене, чтобы всем хотелось на это смотреть. Это желание и привело меня на актерский факультет ВГИКа. Там я, буквально, был шокирован тем, как много актерских приемов могут помочь человеку выступать ярко и интересно. Фактически, во ВГИКе, а затем и в Киноакадемии Никиты Михалкова, я получил высшее образование по публичным выступлениям. Но не у всех спикеров есть возможность учиться этому в специальном вузе несколько лет. Поэтому мне пришла идея создать место, в котором можно было бы «без отрыва от производства» научиться выступать ярко, чтобы зрителям хотелось смотреть и слушать.

Несколько лет ушло на поиск образовательного формата, разработку программы. Я посетил больше 20 самых известных актерских и ораторских студий Москвы. Но ни в одной мне не понравилось.

- Что именно не понравилось?

Несерьезность. Образование преподносилось, скорее, как увлекательный аттракцион: побаловался скороговорками, покричал, поиграл в «раскрепощающие» игры, посмеялся, выступил пару раз перед зрителями и все. Такая изнасилованная сокращениями программа театрального вуза. Это меня принципиально не устраивало. Я уверен, что преподавание актерского и ораторского мастерства должно быть не просто развлечением, а источником четких практических навыков для решения задач ученика. Для этого надо не просто «обрезать» программу вуза, а приложить голову, переосмыслить этот материал, переработать. Именно благодаря этому 5 лет назад родился мой проект – академия ораторского искусства «Публичная личность».

- В чем отличие твоей методики?

В актерских техниках, которые я адаптировал под потребность спикера в публичных выступлениях, деловых переговорах и повышения личной эффективности. Эти техники дают четкое понимание, как можно выгоднее презентовать себя, вызывать интерес и любовь зрителей, как избавиться от лишнего волнения и повысить уверенность в выступлении перед публикой, как располагать к себе людей, как перевоплощаться в разные социальные роли. Обо всем этом написано у Станиславского, его последователей и коллег по цеху, просто нужно внимательно прочитать. Актерские системы невероятно универсальны, именно поэтому последнее время на них часто ссылаются многие специалисты по эмоциональному интеллекту и личностному развитию.

- И как стать спикером, на которого хочется смотреть?

На мой взгляд, спикер – это всего лишь одна из социальных ролей, которую нужно научиться хорошо играть в выступлении, которое фактически – моноспектакль. В актерском искусстве есть различные жанры: комедия, драма, триллер, интеллектуальное кино – для разных целевых аудиторий. В этих жанрах мы можем встретить различных главных героев, которые вызывают наибольший интерес у публики. Также и в публичных выступлениях – есть разные жанры: мотивирующие, обучающие, развлекающие, продающие. Есть разные целевые аудитории, разные главные герои, которых хочется видеть на сцене или на экране.

Секрет успеха спикера заключается в том, чтобы хорошо сыграть главную роль в выступлении определенного жанра перед соответствующей целевой аудиторией. Тогда о нем будут говорить, его захотят смотреть.

- Разве это хорошо – всегда подстраиваться под запрос аудитории?

Речь не идет о том, как угодить аудитории. Понравиться всем – просто невозможно. У каждого спикера здесь есть ограничения. Давайте разберемся: существует такое понятие в актерском искусстве – типаж. Есть комики, герои, антигерои, трагики и тд. На эти роли подбирают актеров, максимально соответствующих внешне, по темпераменту, другим характеристикам. Когда идеально сочетается попадание в типаж и качество исполнение, актер нравится, на него «хочется смотреть». Типаж можно расширить, но только при очень высоком уровне актерского мастерства. Это, например, получается у Евгения Миронова или Леонардо ДиКаприо, которые мастерски играют совершенно разнотипных персонажей. Так же и у спикеров: есть личность, ее типаж, подходящий этому типажу, как главному герою, жанр. И, разумеется, соответствующая целевая аудитория.

Кому-то «заходит» Тони Роббинс: его личность идеально подходит под типаж для жанра мотивационных выступлений. Но есть аудитория, которую тошнит от Тони и его «творчества». Та же история со Стивом Джобсом. Он отлично подходит под типаж «гениального ремесленника» и блестяще его исполняет в жанре «продающего выступления». Хотя уровень его мастерства достаточно высок, чтобы хорошо выступать и в других жанрах, например, в «мотивирующих выступлениях» (речь перед выпускниками Стенфорда). Есть мастера жанра «ритуальных выступлений», как правило, это ведущие политики: Владимир Путин, Дональд Трамп. У них тоже есть своя целевая аудитория.

- То есть, если я хочу стать, как Тони Роббинс, но не подхожу по типажу, популярности мне не видать?

Если данных для типажа мотиватора у вас нет, лучше найти другой, подходящий для вашей целевой аудитории, в котором вы сможете проявиться максимально выгодно и стать одним из лучших. Тогда зрители сначала «купят» вас, а через вас – ваш продукт. Важно понять: Роббинс, как спикер, не лучше Путина, он просто другой. И оба они – лучшие для своих жанров и целевых аудиторий.

Чтобы сделать спикера «лучшим», сначала я четко выясняю его цель в публичных выступлениях, затем определяю, какой типаж ему подходит, в каком жанре и для какой целевой аудитории он будет смотреться максимально выгодно. Потом прокачиваю его уровень актерского и ораторского мастерства, чтобы научить искусно перевоплощаться в этот типаж. И только после этого пытаюсь расширить диапазон этого спикера, чтобы сделать его более универсальным.

- Во ВГИКе ты только публичным выступлениям научился?

ВГИК для меня стал целой кладезью знаний и навыков. Мы занимались по 12-14 часов в сутки, домой я приходил только поспать. Обучение мне давалось нелегко: было все – от нервных срывов до эйфории. Блестящий состав преподавателей, очень требовательных и строгих. Именно благодаря этому я «впитал» очень многое. Можно сказать, там из неандертальца я преобразился человека. Сейчас, благодаря полученным во ВГИКе навыкам, мной создано три специальных курса: если нужно научиться уверенно выступать перед публикой, продавать себя или свой продукт в переговорах – курс «Говори. Убеждай. Влияй.» Если к публичным выступлениям человек пока не готов и ему для начала нужно раскрепоститься, прокачать коммуникабельность, эмоциональную выразительность – курс «Публичная личность». Если есть цель связать свою жизнь с актерской деятельностью: сниматься в кино, сериалах, рекламе и регулярно играть в театре – курс «Мой Станиславский».

- Что особенного происходит на курсе по раскрепощению?

На каждом занятии – человек знакомится с новой актерской техникой, а затем тут же применяет ее на практике под конкретную задачу. Вот представьте: вас, например, на работе постоянно перебивает собеседник, коллега или начальник не хочет вас слушать. На занятии вы моделируете ситуацию беседы в небольшой группе или с партнером и применяете актерскую технику, отрабатываете ее, собираете обратную связь от партнеров и преподавателя, пробуете еще раз и сразу видите результат. В таких «этюдах» не получается «наиграть» или прикрыться актерским «штампом». Партнер либо реагирует, как тебе надо, либо нет. После этюдов в студии, дается домашнее задание — применить технику в жизни и закрепить, как навык. То, чем мы занимаемся на занятиях я называю «эмоциональным фитнесом».

- Что получит человек по итогам обучения?

Каждый получит то, зачем пришел на курс. Многие из моих выпускников повысили свои профессиональные и социальные статусы, получили новую должность, стали популярными спикерами, благодаря этому, увеличили свой доход. Кто-то наладил личную жизнь, кто-то получил новое интересное хобби – стал играть в театре и сниматься в кино. Все это отражено в отзывах.

Только в одном случае я не могу гарантировать хороший результат: когда человек пришел на занятия без определенной цели и без мотивации что-то в себе изменить, улучшить. Таких я стараюсь вообще не брать в академию.

- Может ли неподготовленный человек «заиграться», войти в образ и уже не вернуться к себе «настоящему»?

Нашумевшие истории об актерах, которые после исполнения роли не смогли вернуться к прежней жизни, - единичные случаи. Они могут произойти только с «безумными» фанатами актерского ремесла, которые по полгода перевоплощаются в роль персонажа с сомнительной адекватностью, вроде, князя Мышкина из Достоевского. Ученику студии, если у него нет серьезных психических проблем, «потерять себя» точно не грозит. А вот сделать шаг или несколько в развитии своей личности – вполне под силу.

- Реально ли овладеть актерским и ораторским мастерством онлайн?

Теоретическими основами, даже отдельными базовыми элементами – можно. Однако нужно понимать, что искусство публичных выступлений на 90% состоит из практических навыков, которые требуют отработки с партнером под контролем преподавателя. Если создать такие условия с помощью онлайн-сервисов, то вполне можно вести дистанционные занятия. Их качество, возможно, будет чуть ниже, чем при личном контакте, но для жителей отдаленных уголков страны или в условиях самоизоляции, - это отличный выход. Сейчас я веду некоторые свои курсы в онлайне и вижу очень хороший результат учеников.

16:28 Сегодня

Другие новости по теме:
Что вы об этом думаете?
ВКонтакте
Смотрите также:
Интересные статьи

Главные новости

Новости партнеров