Новый СанПиН для школ с изменениями на 2018 год
СанПиН для школ с изменениями - нормы СанПиН
Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется.
Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.
Цель документа – обеспечение комфортных условий в зданиях и помещениях, в которых обучаются школьники, установление нормативов безопасности окружающей среды. Только в школах, в которых соблюдаются прописанные требования, возможно получение качественного образования.
Правила предписывают, что в каждой школе должна быть современная компьютерная техника и доступ к сети интернет, спортивные залы, столовая, канализация, холодная и горячая вода.
Эти элементарные требования призваны обеспечить необходимые условия, позволяющие концентрироваться на учебном процессе, а не на решении каких-либо бытовых задач.
Требования к помещениям и оборудованию
СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает:
-
что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся
- между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;
-
школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников;
-
кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
- классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
- температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых – не больше 25С;
- часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.
Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.
Требования к организации учебного процесса
Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.
Так, аудиторная нагрузка не должна превышать 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-11-х классов. Внеурочные занятия должны длиться не более десяти часов в неделю для всех школьников.
СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.
Допускается:
- для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
- для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
- для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
- для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.
Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.
Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.
Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.
В начале 2018 года были внесены изменения в СанПин для школы
Изменения затронули требования к помещениям и оборудованию:
- на школьных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспорта, который перевозит учеников;
- если школа состоит из нескольких строений, они должны быть сообщены между собой и оснащены отопительной системой;
- не допускается установка уличных туалетов для учеников, если нет централизованной канализации (в этом случае следует предусмотреть внутреннюю канализацию).
Школьный общепит также должен соответствовать определенных требованиям:
- свободный доступ к водоснабжению;
- питьевая вода и продукты питания должны проходить контроль качества;
- работники столовой дважды в год должны проходить медицинский осмотр и т.д.
Специфика образовательного процесса:
- количество учеников зависит от площади, которая приходится на каждого ребенка;
- документ определяет количество уроков для каждой возрастной группы, таким образом расписание уроков должно составляться согласно нормативам (например, для первого класса не должно быть более четырех уроков ежедневно, к последнему классу их может быть 7-8);
- учебный год первоклассников может включать дополнительные каникулы;
- учителя должны раз в два года проходить переподготовку, а после этого аттестацию.
Школа должна быть безопасным и продуктивным учреждением, которое дает полноценные знания обучающимся. Изменения, вносимые в СанПин, должны совершенствовать требования, которые были установлены более ранними законодательными документами.
Гигиенические рекомендации к расписанию уроков
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования - на 2, 3, 4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Таблица 1
Шкала трудности предметов для 1-4 классов
Общеобразовательные предметы
|
Количество баллов (ранг трудности)
|
Математика
|
8
|
Русский (национальный, иностранный язык)
|
7
|
Природоведение, информатика
|
6
|
Русская (национальная) литература
|
5
|
История (4 классов)
|
4
|
Рисование и музыка
|
3
|
Труд
|
2
|
Физическая культура
|
1
|
Таблица 2
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах
Общеобразовательные предметы
|
Количество баллов (ранг трудности)
|
5 класс
|
6 класс
|
7 класс
|
8 класс
|
9 класс
|
Химия
|
-
|
-
|
13
|
10
|
12
|
Геометрия
|
-
|
-
|
12
|
10
|
8
|
Физика
|
-
|
-
|
8
|
9
|
13
|
Алгебра
|
-
|
-
|
10
|
9
|
7
|
Экономика
|
-
|
-
|
-
|
-
|
11
|
Черчение
|
-
|
-
|
-
|
5
|
4
|
Мировая художественная культура (МХК)
|
-
|
-
|
8
|
5
|
5
|
Биология
|
10
|
8
|
7
|
7
|
7
|
Математика
|
10
|
13
|
-
|
-
|
-
|
Иностранный язык
|
9
|
11
|
10
|
8
|
9
|
Русский язык
|
8
|
12
|
11
|
7
|
6
|
Краеведение
|
7
|
9
|
5
|
5
|
-
|
Природоведение
|
7
|
8
|
-
|
-
|
-
|
География
|
-
|
7
|
6
|
6
|
5
|
Граждановедение
|
6
|
9
|
9
|
5
|
-
|
История
|
5
|
8
|
6
|
8
|
10
|
Ритмика
|
4
|
4
|
-
|
-
|
-
|
Труд
|
4
|
3
|
2
|
1
|
4
|
Литература
|
4
|
6
|
4
|
4
|
7
|
ИЗО
|
3
|
3
|
1
|
3
|
-
|
Физическая культура
|
3
|
4
|
2
|
2
|
2
|
Экология
|
3
|
3
|
3
|
6
|
1
|
Музыка
|
2
|
1
|
1
|
1
|
-
|
Информатика
|
4
|
10
|
4
|
7
|
7
|
ОБЖ
|
1
|
2
|
3
|
3
|
3
|
Таблица 3
Шкала трудности учебных предметов изучаемых в 10-11 классах
Общеобразовательные предметы
|
Количество баллов (ранг трудности)
|
Общеобразовательные предметы
|
Количество баллов (ранг трудности)
|
Физика
|
12
|
Информатика, Экономика
|
6
|
Геометрия, химия
|
11
|
История, Обществознание, МХК
|
5
|
Алгебра
|
10
|
Астрономия
|
4
|
Русский язык
|
9
|
География, Экология
|
3
|
Литература, иностранный язык
|
8
|
ОБЖ, Краеведение
|
2
|
Биология
|
7
|
Физическая культура
|
1
|