Ваш город:
Сергей Владимиров
03.05.2017 09:53

ФАС штрафами может обанкротить российские порты

ФАС штрафами может обанкротить российские порты

Аналитик "Уралсиба" Денис Ворчик называет штрафы, наложенные ФАС на российские порты, «неподъемными», пишет ИА Росбалт.

По мнению Дениса Ворчика, «действия ФАС могут привести к снижению стоимости бизнеса компании в преддверии продажи 20- процентного госпакета ее акций. Сейчас акции торгуются около средневзвешенной цены за последние шесть месяцев, которая определяет минимальную цену выкупа в случае обязательного предложения».

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала кампанию против российских портов. Ведомство 3 апреля наложило на Новороссийский морской торговый порт (НМТП) (совместное предприятие «Транснефти» и группы «Сумма») штраф в 9,74 млрд рублей за нарушение антимонопольного законодательства. Это около 18% годовой выручке группы НМТП. Параллельно ФАС предписала еще трем портам выплатить в общей сложности почти 17 млрд руб штрафов за «установление монопольно высоких цен на перевалку». Под раздачу помимо НМТП попали АО «ПКТ» – 4,17 млрд руб., АО «Петролеспорт» и ООО «ВСК» – 1,27 и 1,6 млрд руб. соответственно.

Кроме штрафов, антимонопольное ведомство хочет снизить рентабельность портового бизнеса. В ноябре прошлого года антимонопольное ведомство выдало первое предписание стивидору за установление монопольно высоких цен на перевалку в портах. От входящего в группу НМТП Приморского торгового порта (ПТП) антимонопольная служба потребовала установить «экономически обоснованный» тариф и перевести его долларовую ставку в рубли по курсу 2012 года (сейчас группа НМТП оспаривает это предписание в арбитражном суде). Требование более чем странное, учитывая, что займы для реализации своей деятельности, которые берут порты, рассчитываются отнюдь не по курсу пятилетней давности.

Порт стал первым стивидором, получившим такое предписание. В ФАС заявили, что, если предписание не будет исполнено, может быть отменен приказ ФСТ (ныне входит в структуру ФАС) в отношении ПТП от 2013 года, по которому служба не применяет к порту ценовое регулирование на услуги по погрузке, выгрузке, хранению грузов и предоставлению причалов.

В опросе, который провел РСПП в феврале—марте среди грузоотправителей, стивидоры и грузовладельцы отмечали отставание российских портов от конкурентов в области проведения работ по дноуглублению и модернизации навигационно-гидрографических систем, недостаточное развитие услуг буксиров и ледоколов и длительность и забюрократизированность процедур оформления грузов.

Выступая за ограничение рентабельности портов, а, фактически, за возврат их за порог рентабельности, команда Артемьева дает понять, что инвестиции в развитие российских портов нежелательны. Если портам не удастся опротестовать штрафы в судах, то об инвестициях в портовую инфраструктуру в России можно будет забыть на долгие годы. Это негативно скажется на привлекательности российских портов для товарных потоков в то время, когда внешнеполитические соперники России прикладывают усилия для перевода товарных потоков в порты других причерноморских государств.

Обширную программу реконструкции черноморских портов с привлечением концессионеров наметили украинские власти. Использовать украинские порты с этого года планируют одни из крупнейших портовых операторов в мире Hutchison Ports и DP World.

Одесский порт посетили представители украинской дипмиссии США. В одной из последних программ на радио «Свобода» украинский публицист Виталий Портников весьма недвусмысленно высказался о разработанной и реализуемой западными странами (конкретно Соединенными штатами Америки) совместно с Украиной схеме перемещения центра товарооборота из Новороссийска в Одессу. Примечательно, что кусок этой программы был оперативно удален с сайта, но остался в аудио-версии программы.

В конце марта впервые с 2008 года состоялся саммит стран ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), где были подписаны договоры о движении к созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) и взаимном признании таможенных процедур.

На ситуацию вокруг портов были вынуждены обратить внимание в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). Союз принял резолюцию «Морские порты в экспортной цепи поставок российских компаний», где выразил «обеспокоенность» позицией ФАС в отношении российских портов. В резолюции экспертов союза говорится об ошибочности требования ФАС перевести в рубли портовые тарифы (из-за чего и вырос их рублевый эквивалент в 14-15 годах) и попытки ограничения нормы прибыли стивидоров.

Глава ФАС, читают эксперты, как будто следует заветам своего бывшего патрона Григория Явлинского, а что было с экономикой два десятка лет назад, когда «Яблоко» еще было «на коне», все хорошо помнят. Победителей в этом противостоянии не будет, а российская экономика, и так находящаяся не в лучшем состоянии, затормозится на долгие годы.

В связи со штрафом на НМТП президент "Транснефти" Николай Токарев обратился с письмом к руководителю ФАС Игорю Артемьеву, в котором подверг жесткой критике работу ведомства. Глава «Транснефти» считает, что действия ФАС негативно влияют не только на стоимость пакета ПАО «Транснефть» в НМТП (35,5%), но и на стоимость принадлежащих государству и планируемых к приватизации акции ПАО «НМТП», что «дает возможность потенциальному покупателю приобрести эти пакеты по минимальной цене». Аналогичной позиции придерживаются ведущие аналитики рынка.

Порты сейчас оспаривают решения ФАС в судах. Но каковы бы ни оказались итоги судебных разбирательств, действия команды Артемьева скажутся на инвестиционных планах бизнеса не только в отношении портов, но и в целом на инвестициях в российскую экономику.


Другие новости по теме:
Что вы об этом думаете?
ВКонтакте
Facebook
Смотрите также:
Интересные статьи

Новости партнеров

Загрузка...