ФАС штрафами может обанкротить российские порты
Аналитик "Уралсиба" Денис Ворчик называет штрафы, наложенные ФАС на российские порты, «неподъемными», пишет ИА Росбалт.
По мнению Дениса Ворчика, «действия ФАС могут привести к снижению стоимости бизнеса компании в преддверии продажи 20- процентного госпакета ее акций. Сейчас акции торгуются около средневзвешенной цены за последние шесть месяцев, которая определяет минимальную цену выкупа в случае обязательного предложения».
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала кампанию против российских портов. Ведомство 3 апреля наложило на Новороссийский морской торговый порт (НМТП) (совместное предприятие «Транснефти» и группы «Сумма») штраф в 9,74 млрд рублей за нарушение антимонопольного законодательства. Это около 18% годовой выручке группы НМТП. Параллельно ФАС предписала еще трем портам выплатить в общей сложности почти 17 млрд руб штрафов за «установление монопольно высоких цен на перевалку». Под раздачу помимо НМТП попали АО «ПКТ» – 4,17 млрд руб., АО «Петролеспорт» и ООО «ВСК» – 1,27 и 1,6 млрд руб. соответственно.
Кроме штрафов, антимонопольное ведомство хочет снизить рентабельность портового бизнеса. В ноябре прошлого года антимонопольное ведомство выдало первое предписание стивидору за установление монопольно высоких цен на перевалку в портах. От входящего в группу НМТП Приморского торгового порта (ПТП) антимонопольная служба потребовала установить «экономически обоснованный» тариф и перевести его долларовую ставку в рубли по курсу 2012 года (сейчас группа НМТП оспаривает это предписание в арбитражном суде). Требование более чем странное, учитывая, что займы для реализации своей деятельности, которые берут порты, рассчитываются отнюдь не по курсу пятилетней давности.
Порт стал первым стивидором, получившим такое предписание. В ФАС заявили, что, если предписание не будет исполнено, может быть отменен приказ ФСТ (ныне входит в структуру ФАС) в отношении ПТП от 2013 года, по которому служба не применяет к порту ценовое регулирование на услуги по погрузке, выгрузке, хранению грузов и предоставлению причалов.
В опросе, который провел РСПП в феврале—марте среди грузоотправителей, стивидоры и грузовладельцы отмечали отставание российских портов от конкурентов в области проведения работ по дноуглублению и модернизации навигационно-гидрографических систем, недостаточное развитие услуг буксиров и ледоколов и длительность и забюрократизированность процедур оформления грузов.
Выступая за ограничение рентабельности портов, а, фактически, за возврат их за порог рентабельности, команда Артемьева дает понять, что инвестиции в развитие российских портов нежелательны. Если портам не удастся опротестовать штрафы в судах, то об инвестициях в портовую инфраструктуру в России можно будет забыть на долгие годы. Это негативно скажется на привлекательности российских портов для товарных потоков в то время, когда внешнеполитические соперники России прикладывают усилия для перевода товарных потоков в порты других причерноморских государств.
Обширную программу реконструкции черноморских портов с привлечением концессионеров наметили украинские власти. Использовать украинские порты с этого года планируют одни из крупнейших портовых операторов в мире Hutchison Ports и DP World.
Одесский порт посетили представители украинской дипмиссии США. В одной из последних программ на радио «Свобода» украинский публицист Виталий Портников весьма недвусмысленно высказался о разработанной и реализуемой западными странами (конкретно Соединенными штатами Америки) совместно с Украиной схеме перемещения центра товарооборота из Новороссийска в Одессу. Примечательно, что кусок этой программы был оперативно удален с сайта, но остался в аудио-версии программы.
В конце марта впервые с 2008 года состоялся саммит стран ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), где были подписаны договоры о движении к созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) и взаимном признании таможенных процедур.
На ситуацию вокруг портов были вынуждены обратить внимание в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). Союз принял резолюцию «Морские порты в экспортной цепи поставок российских компаний», где выразил «обеспокоенность» позицией ФАС в отношении российских портов. В резолюции экспертов союза говорится об ошибочности требования ФАС перевести в рубли портовые тарифы (из-за чего и вырос их рублевый эквивалент в 14-15 годах) и попытки ограничения нормы прибыли стивидоров.
Глава ФАС, читают эксперты, как будто следует заветам своего бывшего патрона Григория Явлинского, а что было с экономикой два десятка лет назад, когда «Яблоко» еще было «на коне», все хорошо помнят. Победителей в этом противостоянии не будет, а российская экономика, и так находящаяся не в лучшем состоянии, затормозится на долгие годы.
В связи со штрафом на НМТП президент "Транснефти" Николай Токарев обратился с письмом к руководителю ФАС Игорю Артемьеву, в котором подверг жесткой критике работу ведомства. Глава «Транснефти» считает, что действия ФАС негативно влияют не только на стоимость пакета ПАО «Транснефть» в НМТП (35,5%), но и на стоимость принадлежащих государству и планируемых к приватизации акции ПАО «НМТП», что «дает возможность потенциальному покупателю приобрести эти пакеты по минимальной цене». Аналогичной позиции придерживаются ведущие аналитики рынка.
Порты сейчас оспаривают решения ФАС в судах. Но каковы бы ни оказались итоги судебных разбирательств, действия команды Артемьева скажутся на инвестиционных планах бизнеса не только в отношении портов, но и в целом на инвестициях в российскую экономику.
09:53 Сегодня