Новости России
«Я хочу показать миру светлую и мудрую сторону этой религии»
“Было страшно. Сама мысль «сменить религию» звучала непонятно. Никто в моем окружении, и тем более в семье, так не делал”
Настя Кремнева — сооснователь трех семейных бизнесов, мама и блогер. Более 12 лет она занимается организацией проектов по всей России. Но сегодня мы говорим не о большом мире бизнеса, а о духовном знании, ведь наша собеседница — голубоглазая русская мусульманка родом из Сибири. Вместе с мужем Настя прошла путь к Исламу и намерена его продолжать, углубляясь в неиссякаемый источник мудрости, силы и блага.
Стать русскими мусульманами и показывать миру светлую, мудрую сторону этой глубокой религии — для Насти это не просто желание, а ежедневное действие.
Каково это — перейти в другую веру и не усомниться в своем решении? С чем сталкиваются люди на этом пути и что подталкивает их к «смене координат» рассказала Настя Кремнева.
Настя, расскажи, как началось твое знакомство с исламом и что оказалось первым шагом на выбранном пути?
Настя: Я выросла в семье, где никто не сомневался в необходимости крестить ребенка. Это было «обязательным условием».
И хотя моих родных нельзя назвать религиозными, мой папа каждый день начинает с молитвы.
Но в моем сердце вера в Бога появилась в последние 6 лет. В Москву я уже переезжала с верой, и тогда она мне очень помогла. Но если бы мне сказали — через пару лет ты станешь мусульманкой, я бы сильно удивилась.
Более близкое знакомство с религиями началось четыре года назад. Уже тогда в моем доме был Коран. Я искала знания о духовном мире, но кто бы мог подумать, куда приведет меня эта дорога.
Скажи, кто первым — ты или твой муж — заинтересовался исламом?
Настя: Начну чуть издалека.
Наша история с мужем такова, что ни для одного из нас этот союз не стал первым. И если у меня за плечами один брак, то для моего супруга он оказался третьим. Не удивительно, что подобный опыт привел его к разочарованию — классический институт брака со штампом в паспорте казался чем-то, чему не стоит доверять. Мы стремились к тому, что нас свяжет уже на веки вечные и без всякой необходимости в обязательствах, что называют узами брака, которые будут подтверждены третьей стороной - ЗАГСом. Мы понимали, что нам нужно, чтобы был Бог в семье и тогда это прочно скрепит наш союз.
Вместе мы размышляли, как поступить, и тогда муж признался: около 10 лет он живет и ощущает себя как мусульманин, хотя ни с кем это не обсуждал.
Я попросила поделиться, а после и сама углубилась в чтение Корана.
Потребовалось всего десять аятов, чтобы ощутить отклик. Было чувство, словно вокруг все стало проясняться. А главное — начали закрываться вопросы, на которые я не смогла найти ответы в христианстве.
Так зародилось желание принять ислам. Но было страшно. Сама мысль «сменить религию» звучала непонятно. Никто в моем окружении, и тем более в семье, так не делал.
Сколько времени прошло от первого интереса до принятия решения?
Настя: Два месяца. В моем случае повлиял характер. Если мне нравится какая-то тема, я буду ежедневно уделять ей время: думать, разбираться, искать информацию.
За два месяца я прошла «интенсивный курс»: сперва было страшно, потом я начала задавать вопросы и пересмотрела десятки роликов русских мусульманок. В итоге нашлись ответы, которых не хватало для принятия решения.
Путь супруга отличался. К своему решению он шел 10 лет, но предложение поехать в мечеть к имаму и произнести шахаду прозвучало от меня.
Как скоро возникло желание носить хиджаб?
Настя: Ради интереса, еще до принятия ислама, я выходила на улицу с покрытой головой. Мне было легко смотреть на окружающих, а люди чаще всего отвечали любопытством. Но главное — я поняла, что мне не страшно.
Спустя некоторое время пришло новое интересное ощущение: я выехала из дома без платка и почувствовала себя очень некомфортно. Возникло ощущение уязвимости. Казалось, все вокруг хотят меня потрогать.
Так я поняла, что платок оберегает меня. Он словно создает защитный барьер между мной и окружающими и не дает ко мне прикасаться. Причем прикасаться не только физически, но и через взгляды, оценки и комментарии по поводу внешности. Ведь любой комплимент — это своего рода проникновение в личное пространство, и в ответ тратится энергия.
Буду ли я носить хиджаб постоянно? Я все еще на пути к этому решению. Но чаще всего на улицу я выхожу с покрытой головой и чувствую себя спокойно.
Настя, что именно в исламе откликнулось так, как не откликалось в православии?
Настя: Думаю, такие переходы начинаются с сопротивления тому, где ты есть. Это как со сменой работы: тебе что-то не нравится, и ты начинаешь искать варианты.
Будучи человеком творческим, я всегда любила посещать православные храмы. Они привлекали меня с точки зрения архитектуры и искусства, но у меня оставалось непонимание — почему для общения с Богом требуется посредник? В христианстве диалог ведется через священника или икону. В мусульманстве есть ты и есть Бог. И нет посредников. Лично для меня такие отношения оказались более понятными.
Общение с имамом в мечети — это своего рода поддержка, но отношения с Богом ты выстраиваешь сам. И на мой взгляд, это фундаментальное отличие.
Также в исламе мне нравится структурность. Ты точно знаешь, что делать и к кому обращаться: есть молитва, вот так она звучит и вот так совершается. Все остальное — твоя личная духовная работа.
В исламе только два основных праздника. Все остальное время ты посвящен жизни и Богу.
Другой важный вопрос — как твои родители, родственники и друзья отреагировали на переход в новую веру?
Настя: Ответ моих родителей был прост — Бог есть, и он един. Зачем же в таком случае менять религию?
Конечно, мой выбор оказался для родных неожиданным и им потребовалось некоторое время, чтобы его принять. Сейчас мы общаемся, у нас хорошие отношения и серьезных непониманий не возникает.
У тебя есть дочь от первого брака — как ваше с мужем решение повлияло на взаимоотношения в семье?
Настя: У дочки есть папа, и он христианин. Поначалу у него были тревоги, но мы решили дождаться, пока дочери исполнится 18 лет, и тогда она сама сделает выбор.
Сейчас ей 5 лет. Она растет, набирается опыта и знаний, в том числе глядя на окружение. Но каким будет ее выбор, не знает никто. В одном я уверена точно — мы примем любое ее решение.
Отразился ли твой выбор на общении? Отношения с друзьями сохранились или кто-то ушел?
Настя: Если взять 100% моего окружения, то 90% меня поддержали. Да, они были шокированы, но это не отразилось на общении и дружбе.
На своем опыте я заметила, что любое изменение всегда меняет окружение. К этому, во-первых, нужно быть готовым, а во-вторых — это нормально.
Хотелось бы затронуть тему карьеры. Работая в нескольких сферах, можешь ли ты сказать, как переход в ислам повлиял на отношения в профессиональном поле?
Настя: Я часто общаюсь с клиентами и буквально сегодня ехала на встречу с девушкой, которая еще не знает о произошедшей в моей жизни перемене. И всю дорогу я задавалась вопросом: «Как же она отреагирует?».
В итоге на прямой вопрос, что же она думает, я получила вполне конкретный ответ: «Настя, это не мое дело. Самое главное в работе — это профессиональные качества». Думаю, как общество мы шагнули вперед, и это хорошо.
Что касается блога, то он вырос буквально за сутки. И, как я уже говорила, примерно 90% откликов хорошие.
А как изменилась твоя повседневная жизнь: распорядок дня, питание, досуг?
Настя: Не могу сказать, что распорядок сильно изменился. Скорее, появилась упорядоченность.
В течение дня я делаю намаз три раза: рано утром, днем и вечером, когда все дела завершены и можно побыть наедине с собой. В среднем 20 минут на одну молитву.
Но что важнее, после каждого намаза я испытываю облегчение. Появляется возможность на время отключиться от материального мира, его задач и спешки. А после — я возвращаюсь в свой ритм и продолжаю заниматься делами. На мой взгляд, это прекрасная помощь в течение каждого дня останавливаться и очищать мысли.
Что касается привычек, мы перестали есть свинину и с удивлением узнали, что этот ингредиент включен в состав огромного количества продуктов. Так что некоторые их них пришлось заменить.
Хотелось бы коснуться другого интересного вопроса, а именно, культурной идентичности. Отмечаете ли вы русские праздники? К примеру, Новый год или Масленицу?
Настя: Я интересовалась этим вопросом. Наша задача — не участвовать в событиях и праздниках, имеющих религиозный подтекст. При этом мы поддерживаем отношения с близкими, например, можем прийти в гости. На Новый Год можно украсить дом гирляндами, а вот вешать фигурки ангелов не стоит.
Мы точно не можем отмечать Пасху, Рождество и другие православные праздники, что вряд ли вызовет непонимание.
С какими стереотипами и предрассудками ваша семья чаще всего сталкивается в повседневной жизни?
Настя: Самый первый вопрос, который мне задают при встрече: «Вы вышли замуж за мусульманина и перешли в другую веру?». Но как только узнают, что мы приняли ислам вместе, люди теряются. Многие убеждены, что принять ислам и уж тем более надеть хиджаб можно только по принуждению. Пожалуй, это самое сильное заблуждение.
Как ни странно, звучит слово «секта». И даже от папы я услышала: «Надеюсь, ты не попала в секту». Но все же мы говорим о мировой монотеистической религии с числом верующих около 2 миллиардов, и подобные высказывания некорректны.
Есть и другой стереотип. Если ты мусульманин — тебя считают идеальным. Ты не грешишь, не делаешь ошибок, не совершаешь неверных поступков. Я заметила, что требования к мусульманам выше, чем к представителям других конфессий.
Настя, расскажи, как обстоят отношения с социальными сетями? Можно ли женщине мусульманке вести свой блог и о каких правилах ей важно помнить?
Настя: Прямого запрета о том, что женщине нельзя появляться в соцсетях, нет. Но в фокусе внимания всегда остается поведение. К примеру, необходимо правильно себя подавать и быть скромной, говорить только истину, не обманывать, не оскорблять, остерегаться сплетен и использовать блог для добрых целей.
Социальные сети можно сравнить с улицей. Когда я выхожу в люди — вы меня видите. Когда я выхожу в соцсети — вы тоже меня видите. Как в первом, так и во втором случае я помню о нормах приличия и не делаю ничего, за что мне или моему мужу было бы стыдно.
Мое намерение — рассказать о своем пути. И я вижу, насколько эта тема полезна. Среди моих подписчиц много девушек, которые только задумываются о переходе или хотят покрыться. Некоторые уже делают первые шаги и «приходят» ко мне за вдохновением. А это значит, я делаю благое дело.
Как вас приняли в мусульманской общине? Есть ли разница в отношении к «этническим» мусульманам и новообращенным?
Настя: Многие радуются, поздравляют с возвращением в ислам и спрашивают, чем они могут помочь. Кто-то присылает книги и подсказывает, где искать информацию.
К русским мусульманам, на мой взгляд, проявляют особое уважение. Ведь мы сделали выбор осознанно и стараемся соблюдать предписания.
Случалось ли тебе сталкиваться с открытым негативом или дискриминацией?
Настя: В жизни — нет. Весь негатив, с которым я сталкиваюсь, существует только в рамках социальных сетей. Самая яркая и колкая фраза говорит о том, что мы «предали свою религию и свой народ». Это задевает.
Но вы же не перестали быть русскими, после того как сменили веру?
Настя: Мы считаем, что не перестали. Но есть комментаторы, которые придерживаются другого мнения.
Национальность и религия — это два разных вопроса. Менталитет невозможно скрыть, он прописан в ДНК.
Возникают ли у вас с мужем мысли о переезде в мусульманскую страну?
Настя: Мы планируем посещение исламских стран, чтобы прочувствовать культуру и быт. Увидеть, как это «работает» в реальной жизни.
Невозможно полностью познать ислам, если ты не был в мусульманских странах. Я не была, поэтому у нас есть желание познакомиться. Но сейчас говорить о переезде я бы не стала.
И, конечно же, хадж (паломничество в священные города Саудовской Аравии) входит в число пяти столпов ислама.
Хотелось бы поговорить про семейную жизнь. Обсуждали ли вы возможность появления второй жены?
Настя: Это был один из первых вопросов. Как-то перед сном мне в голову пришла мысль о том, что в исламе разрешено многоженство. И я точно определилась с ответом.
Многоженство в исламе действительно разрешено, но оно не поощряется. Другими словами, это не обязательная практика. Такой шаг возможен только в случае соблюдения ряда правил. Среди них равенство всех жен. Но этот принцип довольно сложно соблюдать.
Если говорить о моем отношении, то я против и могут это обосновать. Первая жена — это тот человек, с которым вы начинали свой путь и через многое прошли вместе. Я уверена, что нет первой жены, которая спокойно бы приняла вторую. Это разбивает внутри. Вторая жена входит в уже готовую ситуацию. Она знает «условия» этого союза. А первая, как правило, не готова к такой перемене.
Важно помнить и понимать истоки традиции — вторую жену брали не из эгоистических помыслов. Многоженство в исламе было связано с необходимостью обеспечить нуждающихся женщин, например, оставшихся без кормильцев.
Думать о многоженстве как о гареме — заблуждение. У каждой жены должен быть свой очаг. Кто-то из женщин не может быть более или менее приоритетной, поэтому такое решение требует не только согласия жены и возможностей мужа, но и глубоких знаний.
Настя, были ли у тебя моменты сомнений уже после принятия ислама?
Настя: Я точно не жалею о своем решении. Но были моменты, когда я сомневалась.
Еще до принятия ислама я пережила весь спектр эмоций и прожила все возможные страхи. Но после перехода столкнулась с чем-то, что напоминало эмоциональный всплеск на фоне тревоги. Ко мне вдруг пришла мысль: «Зачем я здесь? Справлюсь ли я с этим?».
Отправной точкой стал негатив, пришедший из соцсетей, временное неприятие родителей и отсутствие твердой опоры в виде поддержки. Я осознала: есть только я, мое решение и муж. Но как только «включился» разум — я сделала свой выбор осознанно и правильно — сомнения и страх тут же ушли.