Кто выживет после конца света?

Британские исследователи дали исчерпывающий ответ на этот вопрос в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

По словам сотрудников Национального музея Уэльса в Кардиффе, наша планета уже неоднократно переживала массовые природные катаклизмы, и самым стойким организмом на Земле, который пережил глубочайшие вымирания флоры и фауны, оказалась обыкновенная морская губка. При этом губка играла огромную роль в восстановлении прежней экологической системы после катастрофических разрушений.

Живучесть губки исследователи объясняют её способностью выживать при значительном разбросе температур, а также в условиях почти нулевой концентрации в воде и воздухе кислорода. Кроме того, гибель других животных обусловило увеличение количества органики в воде, а, как известно, именно этими частицами губки и питаются.

В статье отмечается, что за всю историю существования Земли можно выделить пять крупнейших массовых вымираний видов. Последнее – под названием мел-палеогеновое вымирание - произошло примерно шестьдесят пять с половиной миллионов лет назад и привело к полному исчезновению динозавров и всех крупных наземных и морских рептилий. После вымирания, по словам ученых, как правило, происходит так называемый «эволюционный взрыв», то есть стремительное распространение и развитие организмов, быстро приспособившихся к новым условиям.

В исследовании биологи рассматривали Ордовикское вымирание, которое произошло примерно четыреста сорок три миллиона лет назад и привела к гибели восьмидесяти процентов видов и шестидесяти процентов родов морских беспозвоночных животных.

Кто выживет после конца света?

Ученые рассказали, что нам практически ничего неизвестно о животных того периода, так как даже породы того времени, которые могли сохранить их следы, исчезли с планеты.

Впрочем, не так давно британским исследователям повезло, и они добыли первые сведения такого рода, обнаружив залежи древних подводных организмов, раскапывая породы Ордовикского периода на юго-востоке Китая. Выяснилось, что большая часть обнаруженных организмов оказалось губками. По всей видимости, губки не только быстро восстановились после катастрофы, но и начали быстро заполнять пустующие экологические ниши на мелководьях и в глубинах морей. В некоторых случаях разнообразие видов в этих отложениях превышало то, которое существует в морях Земли сегодня.