Стратегические приоритеты развития профобразования Новосибирской области

Стратегические приоритеты развития профобразования Новосибирской области

Российский межрегиональный журнал «Бизнес и власть» реализует проект «Взаимодействие власти и бизнеса в российских регионах», в рамках которого особое внимание уделяется успешному региональному опыту реформирования профессионального образования и организации взаимодействия с работодателями.







В очередном выпуске федерального журнала Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий рассказал, в чем особенность системы профобразования Новосибирской области, и каковы технологии взаимодействия власти, образовательных организаций и бизнеса в решении задачи восполнения трудовых ресурсов на региональном рынке труда.
Владимир Филиппович, какова роль областного правительства в развитии системы среднего профессионального образования?
За неполные пять лет, после формирования Правительством Новосибирской области министерства труда, занятости и трудовых ресурсов и передачи ему полномочий по управлению региональной системой среднего профессионального образования, в ней произошли значительные преобразования. Создана современная оптимальная система подготовки трудовых ресурсов, которая продолжает совершенствоваться, отвечая на новые вызовы времени. Согласно стратегии социально-экономического развития Сибири, на территории региона реализуются инвестиционные проекты, на производствах внедряется прогрессивное оборудование, создаются высокотехнологичные рабочие места, разрабатывается программа реиндустриализации экономики, одной из  обязательных составляющих которой является подпрограмма «Кадры реиндустриализации».
С целью комплексного развития человеческого потенциала и трудовых ресурсов Новосибирской области были утверждены программные документы, разработаны государственные программы по развитию среднего профобразования, по содействию занятости населения, утверждена программа по совершенствованию профориентационной работы с молодежью и её вовлечению в трудовую деятельность, имеется единая дорожная карта, объединяющая все уровни образования региона.
Постоянно действующей совещательной площадкой является совет по развитию профессионального образования при Губернаторе Новосибирской области, объединяющий представителей системы профобразования, власти, бизнеса, профессионального союза работников образования региона.
Правительство области оказывает безусловную поддержку мероприятий государственной программы по развитию профобразования, поскольку мы понимаем, что именно квалифицированные кадры смогут обеспечить развитие, конкурентоспособность и привлекательность нашего региона в будущем.
В чем особенности региональной системы профессионального образования?
Одной из ее особенностей является способность комплексно обеспечивать воспроизводство кадрового ресурса. Это не только подготовка квалифицированных молодых специалистов среднего звена и универсальных рабочих, но и подготовка, повышение квалификации, переподготовка и профессиональное обучение взрослого населения.
Обеспечение такого качества кадрового ресурса – необходимое условие для достижения целей программы реиндустриализации экономики. Система профобразования постепенно становится способной «выращивать» универсальных специалистов, владеющих дополнительно несколькими профессиональными квалификациями по смежным профессиям и способных в дальнейшем самостоятельно осваивать новое оборудование. Ежегодно система профобразования региона выпускает в трудовые коллективы более 6 тысяч молодых специалистов и обеспечивает повышение квалификации и переподготовку порядка 27-30 тысяч «взрослых работников».
Реализуя программу развития профобразования, мы, прежде всего, опираемся на инновационный потенциал нашей области и на конечных потребителей продукта программы – работодателей. Выстроенная ранее в сфере занятости населения технология конструктивного диалога с работодателями была успешно применена министерством труда и в сфере среднего профессионального образования. В регионе отработана технологичность формирования работодателями заказа на подготовку кадров. Она базируется на масштабном  реальном участии  организаций и предприятий в мониторинге их кадровой потребности на среднесрочную перспективу.
Успешность нашей системы среднего профобразования заключается в том, что работодателям отводится ведущая роль – они участвуют в работе различных коллегиальных совещательных органов, в развитии учебно-материальной базы учреждений, в организации производственной практики, во внедрении практико-ориентированного и целевого обучения. Без них не реализуется ни одна  из образовательных программ. Более того, в настоящее время они уже проводят их профессионально-общественную аккредитацию.
Значительную роль в повышении эффективности управления региональной системой среднего профобразования играет такая государственно-общественная модель взаимодействия профессиональных лицеев и колледжей и бизнеса, как отраслевые советы и отраслевые методические советы.
Что нового в организационном плане предлагается в системе СПО региона?
Современная инфраструктура подготовки кадров представляет собой сеть образовательных учреждений, включающую межрайонные аграрные лицеи, политехнические и аграрные колледжи, центры профессионального обучения, профессиональные лицеи и колледжи, специализированные по отраслям экономики. Это 20 отраслевых ресурсных центров. Это образовательные консорциумы в сфере авиастроения, химбиотехнологий, сельского хозяйства, приборостроения. В соответствии с Указами Президента России создаются многофункциональные центры прикладных квалификаций – на сегодняшний день их пока шесть, но уже один из них имеет статус центра международного уровня.
Особо хочу отметить, что наш регион один из первых в стране вошел в российское олимпиадное движение Ворлдскиллс. Новосибирская область активно участвует в чемпионатах профмастерства всех уровней, имеет 11-й рейтинг среди регионов России и является абсолютным лидером по результатам в Сибирском федеральном округе. В этом году вся вертикаль сферы образования Новосибирской области с успехом включилась в мероприятия  движения: и студенты университетов, и студенты колледжей, и юниоры-школьники. Это замечательно!
Важно, что вертикальной интеграции в системе образования региона уделяется особое внимание – создана сеть специализированных школьных  классов математического, инженерного, агротехнического и политехнического направлений. В университетах совместно с профессиональными колледжами и лицеями реализуются программы прикладного бакалавриата и непрерывного профессионального образования.
Завершилась ли реорганизация учреждений, планируется ли открытие учреждений иных организационно-правовых форм?
В целом региональная система среднего профобразования представлена 69 образовательными организациями. Подготовка выпускников школ по массовым рабочим профессиям и специальностям ведется в пятидесяти одном учреждении, подведомственном министерству труда области, а подготовка кадров для здравоохранения, образования, культуры, спорта, лесного хозяйства находится в ведении соответствующих отраслевых государственных органов исполнительной власти.
Оптимизация сети учреждений среднего профобразования, в ходе которой происходило объединение и укрупнение учреждений и образование филиалов, завершилась. При этом численность студентов не сократилась, а наоборот, выросла почти на 40 процентов по отношению к 2011 году. Мы наблюдаем рост заинтересованности молодежи в получении среднего профессионального образования – по ряду специальностей среди абитуриентов имеется конкурс на поступление. Существенно повысился уровень трудоустройства выпускников по полученной профессии.
Учебно-лабораторная база большинства учреждений коренным образом обновилась – ребята учатся на современном уникальном оборудовании, тренажерах и стендах. Более 2 млрд рублей направлено на модернизацию лицеев и колледжей. Отрадно, что порядка четверти средств – это инвестиции бизнеса.
Конечно, мы четко осознаем, что с одной стороны мы обязаны, наверстывая упущенное в годы стагнации, все учреждения системы среднего профобразования вывести на современный уровень обучения молодежи профессиям, а с другой стороны, мы уже должны действовать на опережение и к 2020 году в 25 профессиональных колледжах и лицеях создать такую образовательную среду и техническую базу, которые позволят  вести подготовку будущих специалистов на уровне мировых стандартов и передовых технологий.
Убежден, что Новосибирская область будет и дальше последовательно укреплять и совершенствовать систему среднего профессионального образования, сохраняя лучшие ее традиции и практики.

07:51 Сегодня

Другие новости по теме:
Что вы об этом думаете?
ВКонтакте
Смотрите также:
Интересные статьи

Главные новости

Новости партнеров