Генеральная прокуратура и спикер Госдумы поставили важную запятую в деле Маргариты Бутаковой

Генеральная прокуратура и спикер Госдумы поставили важную запятую в деле Маргариты Бутаковой

Пенсионерка из Челябинска, которую обвиняют в передаче трёх фургонов денег губернатору и депутату Госдумы, по-прежнему опасается за свою судьбу. Об этом 77-летняя Маргарита Бутакова сообщила в новом обращении к спикеру Вячеславу Володину и Генеральному Прокурору РФ.







Маргарита Бутакова выразила благодарность за внимание к её истории. Но точка в этом деле до сих пор не поставлена.

Уральские следователи считают Маргариту Бутакову посредником в передаче взяток бывшему губернатору Челябинской области Михаилу Юревичу и депутату Вадиму Белоусову. Юревич ушёл в отставку в 2014 году и, по всей видимости, находится за границей. Белоусов в декабре прошлого года был лишён неприкосновенности, но сохранил депутатский портфель. На фоне этого пенсионерка Бутакова (она является тёщей Белоусова) стала чуть ли ни главным фигурантом дела о хищении свыше 3 млрд рублей на дорожных подрядах. Аналогичное обвинение предъявлено помощнику депутата Андрею Чуркину.

В феврале этого года Маргарита Бутакова опубликовала в СМИ первое открытое обращение к спикеру Госдумы и Генеральному прокурору. Пенсионерка сообщила, что стала жертвой необъективного следствия – дело против неё построено исключительно на показаниях «взяткодателей» Алексея Башаева и Константина Овчинникова. Оба этих человека являются собственниками дорожно-строительных компаний, в отношении которых ранее были возбуждены уголовные дела. По мнению Бутаковой, Башаев и Овчинников придумали историю со взятками Юревичу и Белоусову, чтобы вывести себя и своего покровителя Сергея Вильшенко из-под уголовной ответственности.

Пустить по ложному следу

В реальности, сообщает Бутакова, 3 млрд рублей были похищены ими на дорожных контрактах и выведены за границу через фирмы-однодневки. Собственно, именно такой изначально и была фабула уголовного дела – цепочки вывода денег обнаружены в ходе выездных налоговых проверок в компаниях ЗАО «Южуралавтобан» и ООО «Технопарк», а также в аффилированных с Вильшенко компаниях «Каслидорремстрой», «Пластовское ДРСУ» и ряде других. Однако следствие внезапно согласилось пойти по ложному пути и перевело всё в историю со взятками Михаилу Юревичу и Вадиму Белоусову.

Каким образом это произошло – тема для отдельного расследования. Сейчас мы можем только предположить, что дело против Вильшенко, Башаева и Овчинникова превратилось в дело против Бутаковой, Юревича, Белоусова и Чуркина не без участия другого бывшего губернатора Челябинской области Бориса Дубровского.

В поле зрения федералов

Дубровский сменил Михаила Юревича в кресле губернатора в 2014 году. В марте нынешнего года он заявил, что намерен баллотироваться на второй срок. Однако спустя всего пару дней подал в отставку. Очевидно, что это решение Бориса Дубровского напрямую связано с заявлением Федеральной антимонопольной службы, доказавшей его участие в картельном сговоре с частными компаниями в дорожной отрасли. Челябинское УФАС выяснило, что механизм распила бюджетных денег, который ранее связывали с Юревичем, продолжил работать и при новом главе региона. Механизм этот не только не был демонтирован – масштабы распила увеличились в разы.

Антимонопольное ведомство активно расследовало нарушения при распределении дорожных подрядов в Челябинской области с 2011 года – то есть, начали ещё при Юревиче. Но при Дубровском сотрудники ФАС столкнулись с небывалым противодействием областной власти, в котором участвовали и силовые структуры. Так, 8 августа 2018 года в помещениях УФАС прошёл девятичасовой обыск. Начальник управления Анна Козлова позднее не скрывала, что ей пришлось просить Москву о помощи. После вмешательства главы федеральной службы Игоря Артемьева правоохранительные органы выявили масштабный план по дискредитации Козловой при помощи СМИ и «оперативно-розыскных мероприятий». По всей видимости, план этот составили руководители неформального объединения дорожных подрядчиков Челябинской области.

Дело с белыми нитками

Как мы уже сказали, в феврале этого года СМИ опубликовали открытое обращение Маргариты Бутаковой к главе нижней палаты парламента и генеральному прокурору. В апреле уральские следователи подготовили материалы дела против неё к передаче в суд. Материалы были проверены Генеральной прокуратурой, которая вернула их для устранения нарушений и доследования. Никаких доказательств вины Бутаковой, кроме показаний заинтересованных лиц Башаева и Овчинникова, прокуроры не увидели. Как будто следователь, рассчитывал, что суд изначально примет обвинительный уклон и не будет вдаваться в подробности.

По сути, после проверки со стороны Генпрокуратуры, следствию нужно было либо найти доказательства, либо прекратить уголовное преследование пожилой женщины. Однако, как мы узнали из повторного обращения Маргариты Бутаковой, следователь решил объединить это дело с другими делами против Михаила Юревича. Речь идёт о так называемом «медицинском деле», подстрекательстве к клевете и незаконном хранении оружия.

Мы не можем представить, каким образом 77-летняя старушка могла лично передать взятки Юревичу и Белоусову. Три миллиарда рублей наличными – это три грузовика бумаги. Мы не можем представить себе, каким образом Бутакова и Белоусов могли участвовать в приобретении Михаилом Юревичем коллекционного револьвера. Пистолет XVIII века со спиленным бойком и разрезанным барабаном был найден в квартире экс-губернатора, куда ни депутат, ни его тёща доступа не имели.

Невозможно представить и то, как Маргарита Бутакова могла участвовать в деле о подстрекательства к клевете в адрес экс-председателя Челябинского областного суда Фёдора Вяткина. Ведь ни Маргарита Бутакова, ни Вадим Белоусов и представления не имели о том, кто такой Вяткин и чем он так «не устроил» Михаила Юревича.

Аналогичная ситуация и с так называемым «медицинским делом» о получении Михаилом Юревичем взятки в 27 млн рублей от экс-министра здравоохранения Челябинской области Виталия Тесленко, в преступной схеме совершения которого нет места ни Бутаковой, ни Белоусову, поскольку те никоем образом не были связаны ни со сферой здравоохранения, ни с компаниями-поставщиками медицинского оборудования, ни с другими фигурантами дела.

Вместе с тем, соединение дела, в котором фигурирует Бутакова с другими делами против Михаила Юревича, позволит следствию бесконечно долго держать пожилую женщину в статусе подозреваемой. Для чего это нужно? Чтобы Бутакова так или иначе выбить из неё «признательные показания»?

Глава преступного клана

Если инициаторы дела против Маргариты Бутаковой смогут добиться для неё обвинительного приговора, они получат доказательство преюдициального характера вины Юревича и Белоусова. Провести повторное следствие по факту хищения свыше 3 млрд рублей на дорожных контрактах в Челябинской области будет невозможно. Руководители и бенефициары компаний «Южуралавтобан», «ТехноПарк», «Каслидорремстрой», «Пластовское ДРСУ» и других фирм, через которые в реальности прокачивались деньги за границу, останутся на свободе. При таком раскладе они смогут не только избежать уголовной ответственности, и, но продолжить «распил» государственных бюджетных денег.

Неужели Вильшенко, Башаев и Овчинников настолько влиятельные фигуры, чтобы вертеть следствием как игрушкой? Нельзя исключать, что странные действия уральских следователей могут быть связаны с тем, что ФАС направила в правоохранительные органы материалы на Бориса Дубровского.

Антимонопольщики подсчитали: на момент избрания Дубровского губернатором в 2014 году «Южуралмост» занимал лишь 9% рынка дорожных контрактов в регионе. В 2015 году его доля резко выросла до 92%, а прошлый год компания закончила фактическим монополистом – её доля на рынке составила 96%. Бенефициаром АО «Южуралмост» челябинские СМИ называют всего того же Сергея Вильшенко. Согласно данным ЕГРЮЛ, руководителем компании является некто Александр Зырянов, он же числится сегодня гендиректором того самого ООО «ТехноПарк».

Проверка ФАС затронула контракты на строительство и ремонт дорог на сумму более 8 млрд рублей. Замглавы федеральной службы Андрей Цариковский сообщил, что материалы о сговоре Бориса Дубровского с компанией «Южуралмост» будут переданы в МВД и Генеральную прокуратуру. Однако в деятельности бывшего губернатора есть и другие эпизоды, которые могут вызвать вопросы у правоохранительных органов.

Не далее, как в прошлом месяце антимонопольщики раскрыли сговор между региональным оператором капитального ремонта жилых домов и ООО «Жилкомсервис». Компания эта до недавнего времени принадлежала сыну экс-главы региона Александру Дубровскому. «Жилкомсервис» получил контракт на сумму более 200 млн рублей на поставку и замену лифтов в домах Челябинска с нарушением конкурсных процедур. Вдобавок, местные СМИ пишут, что компании, связанные с семьёй Дубровского и Сергеем Вильшенко, были главными участниками передела рынка услуг по вывозу ТБО. В результате этого передела город целый месяц тонул в мусоре.

Неужели на фоне всего этого кто-то может поверить, что главным звеном в челябинской коррупционной сети была Маргарита Бутакова – 77-летняя пенсионерка, бывший бухгалтер макаронной фабрики? По всей видимости, только контроль со стороны федерального центра может обеспечить объективное и беспристрастное расследование её дела.

20:45 Сегодня

Другие новости по теме:
Что вы об этом думаете?
ВКонтакте
Смотрите также:
Интересные статьи

Главные новости

Новости партнеров