Портрет заемщика: кто чаще всего берет микрокредиты
Микрофинансовые организации ориентируются на множество факторов, позволяющих им с высокой точностью определять добросовестных заемщиков. Мы расскажем о логике таких компаний.
Микрофинансовые организации (МФО) появились на российском рынке не так давно, но уже стали очень популярными. На сегодняшний день это один из самых доступных способов взять выгодно и быстро займ с низкой процентной ставкой. И хоть изначально многие побаивались оформлять кредиты, постепенно все больше людей понимают, что обратиться в микрофинансовую организацию проще и дешевле, чем в банк. Особенно это актуально в последнее время, когда уровень жизни заметно упал, а траты возросли.
Кто чаще всего берет микрокредиты?
Ежегодные исследования позволяют выяснить, кто чаще всего обращается в микрофинансовые организации. Нужно отметить, что портрет заемщика меняется год от года.
По итогам 2015-го получилась следующая статистика:
- Пол.
По данным аналитиков, среди заемщиков больше женщин, хотя мужчины чаще обращаются с просьбой предоставить кредит. Однако представительницы слабого пола более взвешенно и серьезно заполняют анкету на выдачу кредита, указывая правдивую информацию, поэтому их заявки чаще одобряются МФО.
- Возраст.
Среднестатистический возраст клиента МФО сегодня 39 лет, при этом большая часть микрокредитов (около 50 %) выдается 18-37-летним людям. Аналитики отмечают, что за последние годы увеличилась доля заемщиков возрастом от 50 лет. Исследователи считают, что это общемировая тенденция – старшее поколение начинает активно использовать высокотехнологичные услуги.
- Образование.
Абсолютное большинство (75 %) заемщиков имеет среднее образование, а каждый третий окончил ВУЗ. Неоконченное высшее образование имеют 16 % клиентов МФО, а у 24 % - средне профессиональное.
- Семейное положение.
Большинство заемщиков не состоит в браке, но отмечается тенденция на сокращение числа незамужних/неженатых клиентов в сторону увеличения тех, кто состоит в гражданском браке. Отмечается, что доля одиноких женщин несколько выше, чем холостых мужчин.
- Профессия.
По данным аналитиков, больше всего среди заемщиков представителей сферы услуг (33 %) и торговли (26 %), дальше идут бюджетники (17 %), предприниматели (14 %) и работники госслужбы (10 %). Помимо этого, отмечается увеличение числа представителей сфер IT и финансов среди заемщиков.
- Жилье.
Личным жильем владеет почти половина заемщиков, еще около 40 % является собственником доли недвижимости и, как правило, живут с родителями. При этом число арендаторов квартир среди клиентов МФО с каждым годом падает.
- Доход.
По сравнению с прошлыми годами отмечается рост средней зарплаты заемщика. Если раньше его доход составлял около 22 тысячи рублей в месяц, то сегодня эта сумма равняется 31 тысяче рублей.
- Цели кредита.
Чаще всего кредиты выдаются на неотложные нужды (лечение, покупка сезонных вещей и т.д.), причем доля таких займов значительно выросла. А вот на ремонт, покупку техники или мебели стали брать кредиты меньше. Это связано с ухудшением уровня жизни и стремлении потратить деньги только на самое необходимое.
- Дети.
Если раньше подавляющее большинство заемщиков не имело детей, то сегодня значительно возросло число людей с одним-двумя детьми. А вот многодетные семьи очень редко обращаются в МФО.
Итоги исследования
В целом, можно сказать, что портрет среднестатистического заемщика выглядит так: женщина от 35 до 45 лет, в разводе, с детьми. Она имеет высшее или неоконченное высшее образование, а кредит берет на лечение или другие срочные, но непредвиденные нужды. При этом нельзя не отметить, что среди клиентов МФО можно встретить людей любого возраста, социального статуса и профессии.
Аналитики отметили, что хоть поведение заемщиков в связи с экономической ситуацией в стране изменилось, но спрос на услуги микрокредитования остается на высоком уровне. В том числе замечен рост повторного обращения за займом. Поэтому можно уверенно сказать, что кризис не отпугнул клиентов МФО: напротив, услуги микрокредитования стали более востребованы, поскольку помогают решить финансовые проблемы с наименьшими потерями.