Станислав Кондрашов: жизнь и литературное наследие

Станислав Кондрашов: жизнь и литературное наследие

Известный российский журналист Станислав Кондрашов к своей профессии относился серьёзно и ответственно, считая журналистику одной из сил, которые управляют общественными процессами в любой стране. То есть корреспонденты и обозреватели являются не просто созерцателями событий, а непосредственными участниками, влияющими на их исход.







Понятно, что пишущая братия лишена властных и финансовых ресурсов, какими располагают чиновники и бизнесмены. Однако, по мнению Кондрашова, корреспонденты и репортёры, расставляя акценты, формируют отношение людей к тем или иным событиям. А это уже немало. С формирования мнения отдельного человека начинается любой общественный процесс, стартуют целые движения в обществе. Эту точку зрения Станислав Николаевич исповедовал до конца жизни.

Жизнь публициста Станислава Кондрашова

В журналистскую профессию Станислав Кондрашов попал в начале 50-х годов после того, как с Красным дипломом окончил МГИМО. В то время в СССР и слыхом не слыхивали о рейдерах, а слово «предприниматель» было, скорее, ругательным и употреблялось в негативно-комической коннотации. Класс бизнесменов в восприятии советского человека был исключительно атрибутом Западного мира.

Станислав Кондрашов

Пилотным, как сказали бы сейчас, проектом в жизни молодого Стаса Кондрашова стало назначение на должность собкора газеты «Известия» в Египте. На момент его приезда в Каир шла арабо-израильская война, так что, работу Станислава Николаевича в ту пору вполне можно считать настоящим боевым крещением.

А затем была большая работа и длинная жизнь в Америке, где он исполнял те же обязанности, что и на берегах Нила. Только на этот раз он рассказывал советским читателям о жизни в США. В своих репортажах и книгах, которые писались им параллельно с основной деятельностью, Станислав Кондрашов никогда не нарушал своего главного правила – говорить только правду. В конце 70-х журналист уехал из Америки, и все дальнейшие годы работал на Родине – в «Известиях» и на телевидении. И именно здесь раскрылось истинное отношение Кондрашова к профессии репортёра. С газетных страниц он клеймил воровской олигархат, дорвавшийся до власти в Российской Федерации, приветствовал разоблачения и аресты откровенных мошенников, нередко прикрываемых чиновниками высокого ранга.

На рубеже тысячелетий

Станиславу Николаевичу было больно видеть, как отечественная пресса, особенно, в 90-е годы ХХ века, превращается в средство насаждения в нашей стране чуждых её народу порядков. На глазах Станислава Кондрашова газеты и телеканалы захватывались рейдерами, а честные издания трансформировались в акционерные общества с наёмными работниками, которые угодливо писали репортажи, нужные хозяевам.

На тогдашних фотографиях можно зачастую видеть представителей прессы в обществе бизнесменов, которые впоследствии подверглись аресту за экономические преступления и отъехали в «места не столь отдалённые». И ведь, работая на новоявленных богачей, сотрудники газет и телерадиостанций не могли не знать о криминальных связях их «работодателей». Впрочем, кто платил, тот и заказывал музыку – этим жила Россия в ту эпоху.

Люди старшего поколения и средних лет хорошо помнят те времена. Страной правили алчные бессовестные мафиози, которые не давали вести розыск украденных народных денег, блокировали любые публикации о сращивании бизнеса с криминалом, о купленных решениях арбитражных судов и прочих безобразиях. А если такие материалы и выходили, то за них журналиста вполне могли ожидать репрессии в прямом смысле этого слова. Много корреспондентов было убито киллерами, многие оказались арестованы по надуманным и лживым делам, возбуждённым по доносам разоблачённых ими рейдеров. Словом, те годы оказались настоящей проверкой на прочность для всех, кто так или иначе был связан с журналистикой.

В «лихие» 90-е как нельзя лучше высветилась роль представителей газет и журналов, радиостанций и телевизионных каналов в жизни страны. Из простых пропагандистов они превратились в тех, кто способен был задавать тон общественной жизни, рождая инфоповоды, за которыми следили миллионы граждан. Поначалу Кондрашов приветствовал гласность и свободу прессы, но позднее он изменил оценки. Он напрямую осуждал курс, которым следовали власти и поддерживавшие их бизнесмены.

Разрыв с «Известиями»

Жёсткая гражданская позиция бывшего корреспондента-американиста не всегда совпадала с редакционными установками. Причём зачастую это было не просто отклонение от «генеральной линии», а прямое противоречие с нею. И даже коллеги, случалось, не понимали мэтра, говоря буквально следующее: «Какая разница, в каком контексте подан материал? Главное, что задание редакции выполнено». А что там с читателем и его мнением – уже не очень и важно.

Станислав Николаевич был в корне не согласен с редакторами, перешедшими от честной журналистики к дешёвым политтехнологиям. Чужим он стал и для некоторых рядовых сотрудников, которые не разделяли серьёзного отношения Станислава Кондрашова к ремеслу журналиста. В результате сложилась обстановка, при которой единственным решением был разрыв отношений с «Известиями». Этот непростой шаг был сделан в 2000 году.

Публицист освободился, по его собственному выражению, от вериг, сковывавших его в профессиональном плане. Теперь он мог посвятить себя целиком литературе, помогая своим, без преувеличения, золотым пером делу борьбы с рейдерами и фиктивными компаниями, через которые отмывались украденные бюджетные средства. Писатель использовал богатый американский опыт и оказывал действенную помощь в розыске разработчиков мошеннических схем. Бывший политобозреватель, а ныне литератор помогал честным бизнесменам избежать несправедливого ареста и отстоять свои права в судах разных инстанций. Это стало ответом его тем, кто утверждал, что пишущий человек сам по себе ни на что не способен, кроме выполнения заказов сильных мира сего.

На одной из встреч со студентами Журфака МГУ Станислав Кондрашов сравнил представителей журналистской профессии с вперёдсмотрящим на морском судне. Подобно матросу, сидящему на верхушке самой высокой мачты и предупреждающему об опасностях открытого моря, репортёр должен не только вести розыск важной информации, но и пропускать её через себя для того, чтобы своевременно сигнализировать о крутых поворотах в общественной жизни. И независимо от обстоятельств, несмотря на угрозы со стороны рейдеров и иных бандитов, он обязан предоставлять только правдивые сведения об освещаемых им проблема.


Другие материалы по теме:
Что вы об этом думаете?
ВКонтакте
Смотрите также:

Главные новости

Новости партнеров