Похоронные обряды в России с древности до наших дней

Похоронные обряды в России с древности до наших дней

Несмотря на стремительные изменения во многих сферах жизни, погребальные обряды остаются почти неизменяемыми столетия и тысячелетия.

В их основе — незыблемые представления о жизни и смерти, остающимися неизменными.

Причины такой неизменности в традициях вполне объяснимы. С одной стороны, это важная духовная скрепа, закрепляющая связи между членами социума, сохраняющая и укрепляющая семейные и общинные узы. Другая, не менее важная основа сохранения обрядовости — иррациональный страх перед миром мертвых. Это чувство страха лежит в основе появления множества взаимосвязанных обрядов, предохраняющих живых от опасного взаимодейтствия с миром мёртвых.

В дохристианские времена практиковалось два основных типа погребений: огненное, характерное для восточных славян, и связанное с землей, когда прах предков закапывался в землю, а над ним возводилось подобие дома («домовина», «хата»). Самый простой способ был таким: на костер-«краду» (переносившем предметы в иной мир и выложенный в виде сруба) устанавливалась домовина, гроб в виде ладьи.

Похоронные обряды в России с древности до наших дней

В домовину укладывался умерший и несколько ритуальных предметов. После этого жрец зажигал костер, и умерший с огромным столбом пламени уходил в небо, к предкам. После этого поврх праха насыпалась земля, либо устанавливалась особая «избушка» с прахом.

Все мертвые делились на две категории: «чистые», умершие естественной смертью, и «нечистые» — самоубийцы, убитые, утопленники, колдуны. «нечистые» считались опасными, способными нанести вред живым, если их не обезвредить. Частично эти представления сохранились и в христианских обычаях.

Ещё один обычай, принесенный в православные погребальные обряды из языческих времен — поминальная трапеза, которую до христианства называли «тризной».

Похоронные обряды в России с древности до наших дней

Это было своего рода жертвоприношение умершему и оберег для живых. Таким образом умершего пытались «задобрить».

Ритуальное омовение умершего также берет начало из дохристианских обрядов, хотя форма несколько изменилась. Древние славяне лили умершему воду на лицо, а в Древней Руси умирающего омывали ещё живым, чтобы упростить переход в другой мир. В наше время тело умершего омывается в знак духовной чистоты: душа должна предстать перед Богом чистой.

После этого усопшего облачают в особую одежду, не похожую на привычную, соответствующую миру людей, и укладывают в гроб. На лоб покойному укладывают особый бумажный венчик как знак победы над земными страстями.

Гроб устанавливают под иконами, и в доме зажигают лампадку, которая будет гореть до выноса тела. После этого над телом читают молитвы и Псалтирь. Читать принято непрерывно.

На третий день умершего отпевают и хоронят. Для отпевания тело переносят в храм. В некоторых случаях допустимо заочное отпевание, например, во время войны. В конце отпевания священник читает разрешительную молитву, освобождающую умершего от грехов. После этого гроб закрывают и забивают гвоздями.

В могилу усопшего в православной традиции опускают лицом к востоку. На могилу устанавливается восьмиконечный деревянный крест как символ спасения. Его ставят у ног усопшего, распятием к лицу. В дальнейшем, когда земля осядет через несколько месяцев, деревянный крест можно заменить на памятник из гранита, возможно, что и в форме креста. Старый крест сжигается либо его относят в ближайшую церковь, выбрасывать его нельзя.

После похорон проходит поминальная трапеза, за усопшего заказывается сорокоуст: сорок литургий, на которых он будет упомянут. Поминовения творят по обычаю на третий, девятый и сороковой день. Кроме того, родственники умершего совершают память в день рождения, именин и смерти покойного как выражение любви и уважения.

Главные новости

Новости партнеров