На гребне рыночной волны: Олег Белай о рынке, успехе и вызовах времени

На гребне рыночной волны: Олег Белай о рынке, успехе и вызовах времени

Олег Викторович Белай – российский топ-менеджер, с 1993 года – сооснователь Инвестиционной группы ТРИНФИКО. Управляющий директор, эксперт в сфере asset-менеджмента. Мажоритарный акционер ТРИНФИКО .







Фильмы, сериалы, книги на финансовую тематику пользуются неизменной популярностью: зрителям и читателям хочется заглянуть в мир больших денег, ответственных решений и сделок «на миллион», «на миллиард». Но художественная интерпретация порой тускнеет перед реальными фактами. Примером может служить история успеха, героем которой является Олег Белай, – управляющий директор (СЕО) и мажоритарный акционер одной из старейших и крупнейших в России инвестиционных групп.

Инженер, ставший финансистом

Олег Викторович Белай – по профессии инженер-физик, а не экономист. Тем не менее, он построил впечатляющую карьеру в финансовой сфере, а успех Инвестиционной группы ТРИНФИКО, сейчас входящей в топ-10 отечественного рынка по управляемым активам, – во многом его заслуга. Возможно, отсутствие профильного образования у признанного эксперта финансовых рынков кого-то удивит: всё-таки микроэлектроника, на которой специализировался Белай во время обучения в вузе, и трейдинг, инвестиции, управление активами лежат в разных плоскостях. Но знакомство с биографией СЕО ТРИНФИКО объяснит этот интересный поворот судьбы.

Выбор вуза в какой-то мере был предопределён той средой, где воспитывался Белай. Его родители, окончившие московский МИЭТ, занимались электроникой и программированием. Они привили сыну любовь к точным наукам, развивали в нём любознательность и тягу к учёбе. Семейство проживало в неофициальном советском наукограде – молодом городе Зеленограде, который во второй половине XX века стали строить специально для молодой технической интеллигенции. В гостях часто бывали такие же увлечённые люди, хорошо разбирающиеся в новинках прогресса. Олег решил пройти по стопам родителей и тоже поступил в Московский институт электротехники.

Нельзя сказать, чтобы образование в МИЭТе было получено зря. Впоследствии, когда юноша занялся трейдингом, математические способности и дружба с цифрами помогли ему написать свою формулу успеха.

Но что побудило его попробовать себя на финансовом поприще? Само время – эпоха перемен, наступившая в конце 1980-х и начале 1990-х.

Время молодых и дерзких

Юные годы будущего топ-менеджера пришлись на период перехода к свободной рыночной экономике. Олег Белай и его друг по детским играм Валерий Сотников (оба выросли в Зеленограде, гуляли в одном дворе и ходили в одну школу) видели, как молодёжь вокруг пробует себя в различных видах бизнеса – у кого на что хватало способностей. Они тоже опробовали на практике несколько идей, и довольно успешно. Первые деньги были заработаны Олегом в семнадцатилетнем возрасте, а в двадцать его можно было назвать уже довольно опытным предпринимателем.

Во время обучения в вузе у Белая была более чем насыщенная жизнь. В ней были не только учёба и КВН, стройотряды и студенческие капустники, но и интенсивное общение с разными людьми, у которых юноша старался перенять опыт, почерпнуть что-то важное и полезное. Эта способность слушать и анализировать чужие мнения, извлекать информацию из контактов стала одним из профессиональных софт-скиллов (мягких навыков) Олега Викторовича. Он говорит, что и в последующие годы получил немало важных знаний, беседуя с партнёрами и клиентами, обсуждая бизнес и текущую ситуацию в стране, в мире.

Анализ информации, полученной в ходе бесед, помогал предпринимателю понять, какие деловые и инвестиционные направления на пике актуальности, а какие только зарождаются, но несут в себе серьёзные перспективы.

Благодаря способности улавливать актуальную повестку и определять назревающие тренды в 1992 году двадцатилетний Белай сумел рассмотреть потенциал внезапно появившегося ваучерного трейдинга. Явление было краткосрочным, но Олег и его товарищи успели зайти на этот рынок, освоиться на нём и, как говорят на трейдерском сленге – получить профит.

Стоит отметить, что трейдерская и брокерская деятельность на тот момент была для страны (ещё недавно называвшейся СССР) абсолютно новой профессиональной сферой. Такому не учили ни в одном вузе, литературы – даже переводной – практически не было, а интернет-гайдов, которые сейчас в распоряжении новичков, тогда попросту не существовало. С рыночными механизмами, которые вообще только появились в постсоветской России, молодым финансистам пришлось разбираться на практике. Рынок и стал им и школой, и университетом.

Через семь месяцев, уже вполне уверенно ощущая себя на рынке, Олег Белай, Валерий Сотников и их компаньоны решили зарегистрировать брокерскую компанию. Её назвали ТРИНФИКО. Ещё некоторое время поторговав приватизационными чеками, новорождённая компания переключилась на более серьёзные инструменты – акции, облигации и деривативы. А затем презентовала стране свои услуги в области управления активами.

Экспансия и интенсивное развитие

Сейчас, когда ТРИНФИКО входит в десятку лидеров на российском рынке asset-менеджмента, то есть управляет многомиллиардными активами институциональных инвесторов, может показаться, что это было достигнуто простым масштабированием бизнеса. Однако если взглянуть на этапы развития компании, то можно заметить, что периодам рыночной экспансии, когда в ТРИНФИКО приходили новые серьёзные клиенты, всегда предшествовало внедрение новых продуктов, услуг и освоение новых инвестиционных направлений. Такое развитие называется интенсивным: бизнес делает не просто шаг вперёд, а выходит за пределы горизонта.

Олег Белай, вспоминая историю развития ТРИНФИКО, утверждает, что рынок за тридцать лет пережил множество так называемых волн. Приходилось внимательно следить за экономическими трендами, чтобы своевременно их подхватить – и, подобно сёрфингисту, взлететь на гребень очередной волны. Практически каждый год открывались новые возможности. Главное – разглядеть их, чтобы оказаться в числе тех, кто первыми осваивает новые рыночные темы.

Белай называет следующие ключевые повороты, определявшие развитие инвестиционного бизнеса в 1990-х годах:

  1. 1992–1993. Ваучерный трейдинг. Приватизационные чеки, рождённые переходной эпохой, довольно быстро сошли со сцены. Но они позволили молодым трейдерам заработать начальный капитал.
  2. Освоение классических финансовых инструментов цивилизованного фондового рынка.
  3. Первые шаги в asset-менеджменте. В ТРИНФИКО поняли, что назрел момент, когда стране, где уже появились обладатели крупных капиталов, нужно предложить услуги по профессиональному управлению активами.
  4. Покупка акций предприятий, выявление перспективных компаний и корпораций с потенциалом роста.
  5. 1996–1997. Вложение в государственные краткосрочные облигации (ГКО).

В этом подходе и заключается секрет инвестиционного успеха Олега Белая и ТРИНФИКО: следить за актуальными экономическими тенденциями, улавливать подъём очередной «волны».

В дальнейшем этот деловой подход сохранился: по словам Белая, команда инвестиционной группы всегда отвечала вызовам времени и рынка, активно используя новые возможности для интенсивного развития. А это, в свою очередь, влекло за собой бизнес-экспансию: ТРИФИНКО уверенно расширяла свою долю рынка, поскольку могла продемонстрировать серьёзным институциональным клиентам достойные результаты работы: и высокую доходность, и разумное управление рисками.

Тридцать лет на ответственных должностях

Будучи сооснователем ТРИНФИКО, Олег Викторович с первых дней существования компании активно включился в управленческую деятельность. В сфере его ответственности были и тактика, и стратегия: инвестиционный процесс и выстраивание линии стратегического развития ТРИНФИКО.

Занимаясь инвестициями, Белай зарекомендовал себя в качестве сильного финансиста, хорошо чувствующего рынок. Его профессиональные кейсы – это сделки институционального качества. Олег Белай обладает богатым опытом работы как в сфере прямых инвестиций, так и в девелопменте.

Но инвестиционная деятельность – только часть работы топ-менеджера. Значительную часть времени он посвящает стратегическому развитию Инвестиционной группы ТРИНФИКО, выстраиванию чёткого взаимодействия между руководителями различных инвестиционных направлений. Отлаженный стратегический менеджмент – одно из достижений Олега Викторовича Белая. Благодаря его управленческим компетенциям инвестиционная группа представляет собой разветвлённый, но слаженный организм. Все действия команды, чем бы ни занимался конкретный специалист или руководитель сегмента, посвящены одной цели – созданию оптимальной среды для прироста доверенных в управление капиталов.

В течение трёх десятилетий Белай занимал директорские должности в ТРИНФИКО:

  • с момента основания компании и до 2008 года он был финансовым директором;
  • затем переключился на развитие сферы корпоративных финансов (private equity, investment banking);
  • с 2013 года руководит развитием Инвестиционной группы в качестве СЕО.

Интересно, что многие члены коллектива также работают в ТРИНФИКО по двадцать-тридцать лет. Вместе они преодолели немало сложностей и наблюдали, как растёт компания, как всё более весомой становится её репутация. Сейчас ТРИНФИКО – одна из ведущих компаний на рынке управления активами, специализирующаяся на сделках высокой сложности, экспертных инвестиционных решениях. Инвестиционная группа предлагает универсальную экспертизу в управлении капиталами – частным лицам, фирмам, негосударственным фондам, корпорациям.

«Зелёный» тренд

Какая же «волна» сейчас определяет рыночное движение? Олег Белай не скрывает, что в тренде – ESG-инвестирование, набирающее обороты по всему миру. «Зелёные инвестиции» отвечают не только потребностям бизнеса, но также общества и экологии. Ответственные предприниматели перестраивают работу в соответствии с ESG-концепцией, а инвесторы рассматривают этот сегмент как приоритетный.

ТРИНФИКО – первая управляющая компания в РФ, внедрившая в свою практику «зелёное» инвестирование на серьёзном уровне. Это было отмечено Национальным рейтинговым агентством, которое присвоило компании ESG-рейтинг. До того момента подобный рейтинг российским управляющим компаниям не выдавался. Это достижение в очередной раз продемонстрировало умение команды ТРИНФИКО быть в тренде – ключевой навык для тех, кто стремится быть на гребне рыночной волны.


Другие материалы по теме:
Что вы об этом думаете?
ВКонтакте
Смотрите также:

Главные новости

Новости партнеров