Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников на примере окрестностей родного города
Опыт работы воспитателя МБДОУ "Детский сад "Чебурашка" Анненковой Натальи
«В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…»
Ш.А. Амоношвили
В современном мире мы всё реже слышим такие слова, как патриот и Родина, честь и доблесть. Мир изменился. С одной стороны это плюс – новейшие технологии, прогресс с великой скоростью поднялся ввысь. Но как это отразилось на воспитании наших детей, тех за кем наше будущее.
Компьютерные игры заменили подвижные игры и прогулки на улицах, на смену живому общению пришли социальные сети, телевидение переполнено жестокостью и пошлостью, которая совершенно не скрывается даже в мультфильмах. Мальчики мечтают о киберг-убийцах, а девочки о куклах, чей образ подобен героини фильма ужасов. Уже мало кто мечтает стать военным или врачом. Поменялись приоритеты. Сострадание и доброта не в моде.
Именно поэтому актуальность нравственно-патриотического воспитания обусловлена необходимостью формирования у дошкольников любви к Родине, уважения к людям, гордости за свою страну, сознания и просвещения родителей и педагогов в вопросах духовно-патриотического воспитания, так как в современном обществе утеряны ценности, произошло расслоение общества, враждебность, обращенность только в себя. Слишком много времени отнимает борьба за материальное благополучие и стабильность. Отсюда необходимость начинать воспитание патриотов своей страны с дошкольного возраста.
Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств, без которого не может ощущать своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее.
«Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открывалось ребенку в окружающем мире в годы детства, что его изумило, восхитило, что возмутило и заставило плакать, - от того … зависит, каким гражданином будет наш воспитанник», - писал В.А. Сухомлинский.
В современном обществе утеряны общие цели, которые были очевидны при социализме, а без них «общество обречено на вымирание» (А.И. Герцен).
В детском саду «Чебурашка» организована система работы по патриотическому воспитанию. Ее цель – развитие личности гражданина и патриота России, способного отстаивать свои интересы и интересы своей Родины. Учитывая, что в текущем учебном году наша страна отмечает 70-годовщину Дня Победы, в детском саду составлен план мероприятий, посвященных этой дате.
Цель данных мероприятий – обогатить знания детей о Дне Победы.
Задачи:
сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с героями великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
уточнить и расширить знания о памятниках, находящихся на территории города и области;
раскрыть значение победы в ВОВ, мира для всех людей, живущих на земле;
воспитывать чувство сопричастности к событиям, которыми живет страна, чувство интернационализма;
формировать представления о том, что все народы земли стремятся к миру;
воспитывать храбрость и мужество, стремление защищать свою Родину;
воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.
Все мероприятия направлены на приобщение к истории и духовно-нравственным традициям русского народа и включают в себя четыре направления:
Работа с детьми;
Работа с родителями;
Работа с педагогами;
Работа с общественностью.
Мероприятия, посвященные 70-летию Победы направлены на:
воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, исторических фактов;
достоинство, самоуважение, величие жизни человека;
общение человека с другими людьми, основы человеческих взаимоотношений;
развитие диалогической речи, активизация словаря;
деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу.
Содержание мероприятий является креативным и строится с учетом духовного становления личности ребенка и формирования его творческого потенциала. Оно ориентировано на развитие личностно-смысловой сферы (отношение к действительности, истории, переживание, взаимопомощь и взаимодействие).
Формы проведения мероприятий различные:
выставки детских работ и совместных работ детей, родителей и педагогов («выставка-конкурс поделок из природного материала «Нам этот мир завещано беречь», конкурс рисунков «70 лет Победы»);
праздники («23 Февраля», «Масленица», «Праздник великой Пасхи», «День Победы», «Праздник семьи»);
экскурсии (экскурсия посвященная празднованию Дня города по местным достопримечательностям Десногорска, экскурсия на Курган Славы);
сюжетно-ролевые игры;
конкурсы (фестиваль-конкурс «Мы дети твои, Россия», конкурс талантов «Зажги свою звезду – 2015», городской конкурс чтецов «Не забудем их подвиг великий»);
тематические занятия («С Днем рождения, любимый город!», «Звуки Войны», «125 грамм хлеба», «Моя Россия»);
встречи с ветеранами ВОВ;
возложение цветов к памятникам погибшим;
составление рассказов о героях ВОВ, живущих в городе Десногорске;
изготовление открыток для ветеранов ВОВ и труда.
Каждое из мероприятий включает в себя этап подготовки и собственно сам праздник.
Работа с детьми
Основной целью проводимой работы является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. Педагоги доводят до детей всю интересную информацию, где они живут:
исторические факты местного значения;
достопримечательности нашего города;
знаменитые наши земляки.
Патриотическое воспитание, в том числе и празднование Дня Победы в нашем детском саду начинается с воспитания у детей любви к своему городу. Педагоги подводят их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
везде соблюдаются традиции;
родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
есть общие государственные праздники.
В ходе занятий дети ведут наблюдение, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с произведениями о ВОВ, с ветеранами, сочиняют рассказы. В детском саду существует традиция поздравлять ветеранов с Днем Победы. К детям приходят гости – участники боевых действий, почетные жители города. Воспитанники готовят праздничный концерт, дарят цветы и сделанные своими руками открытки.
Работа с родителями
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию проводится в тесном сотрудничестве с родителями. Они принимают активное участие в подготовке праздников, в оснащении и оформлении помещения, принимают участие в самом празднике, выставках, конкурсах, посвященных празднованию Дня Победы.
Работа с педагогами
Педагоги нашего сада являются соучастниками Методического объединения по духовно-нравственному воспитанию, которое в нашем городе проводит Безбожная Татьяна Михайловна в детском саду «Лесная сказка». На этих встречах педагоги делятся опытом работы, и каждый для себя вновь и вновь открывает что-то новое, интересное.
Работа с общественностью
В нравственно-патриотическом воспитании педагогический коллектив не замыкается в рамках детского сада. Педагоги тесно сотрудничают с местным краеведческим музеем, работники которого тоже внесли огромную лепту в воспитании у детей наших русских традиций и ценностей.
Сотрудники музея всегда, подготовив удивительные тематические встречи (масленица, новый год, день матери и многие другие) в соответствующих нарядах, встречали ребят с теплотой и любовью, проводили увлекательные игры и даже угощали чаем.
Воспитанники детского сада принимают активное участие в городских конкурсах на лучшее исполнение песен и танцевальных номеров в Городском Центре Досуга, в детском доме творчества и даже на центральной сцене нашего города.
09:56 Сегодня