Ваш город:
ТЭК-news
20.11.2020 14:52

Как меняется благотворительность в российских компаниях «от мала до велика»

Потребители признаются, сегодня они будут доверять бренду, только если он будет разделять интересы общества. Перед главами компаний встали новые задачи – задачи построения ответственного бизнеса и развитие института корпоративной социальной ответственности (КСО).

Теперь они затрагивают не только компании-гиганты, но и средний и малый бизнес. Помогать обществу стремятся все, не зависимо от финансовых возможностей. Кто-то делает это явно, кто-то – тайно. Показательным стал период пандемии коронавирусной инфекции, считают аналитики Центра изучения региональных проблем (ЦИРП).

Общественный Центр опубликовал исследование «Тренды корпоративной социальной ответственности – 2020», в котором выделил несколько направлений КСО и опросил отечественные компании разных сфер деятельности и масштабов, как сегодня внутри их структур формируются социальные программы.

Так, крупные компании ориентируются на мировые стандарты и доктрины ООН. Экологическая безопасность и сохранение окружающей среды стали стратегическими приоритетами. Например, гигант химической отрасли, компания СИБУР, за 2019 год смогла сэкономить около 39 тысяч мегаватт/часов электроэнергии. По мнению экспертов, этот объем соответствует предотвращению около 19 тыс. тонн выбросов парниковых газов в СО2-эквиваленте. В банковской структуре ВТБ сократили количество корпоративных авто на 43% в Москве и на 45% в региональной сети, а ритейлер X5 Retail Group вместе с партнерами занялся переработкой упаковки и продукции. В целом Х5 планирует к 2023 году довести до 95% долю перерабатываемых твердых отходов, которые образуются в торговых сетях.

Представители среднего бизнеса не отстают, даже если занимаются делом, практически безвредным с точки зрения воздействия на экологию. Так, в офисах крупной российской юридической фирмы в области защиты интеллектуальной собственности «Городисский и Партнеры» (свыше 400 сотрудников) перешли практически на безбумажное делопроизводство. Внутри фирмы, в общении с клиентами и госорганами используются системы электронного документооборота, для этого даже разработали специальную корпоративную платформу. По сравнению с 2016 г., потребление бумаги в офисах сократилось в 15 раз.

В модной индустрии господствует экологичное потребление – дизайнеры изготавливают одежду из переработанного сырья. Так поступили и люксовые бренды Chanel, Ralph Lauren, Prada, и массовые H&M и Zara, и российские дизайнеры.

В трудовых отношениях тренд на разностороннюю образованность сотрудников задают крупные компании, поощряя и компенсируя обучение сотрудников. У малого бизнеса есть явные преимущества — гораздо проще общаться с несколькими десятками человек, чем несколькими тысячами. Но обязанностей от этого не меньше.

В малых предприятиях не всегда есть возможность платить высокую зарплату, однако руководители таких компаний и не считают ее самой надежной мотивацией. Они ставят на проявление заботы о сотрудниках, помогают адаптироваться в коллективе и дают больше возможностей для самореализации, чтобы повысить лояльность к компании.

Оплата онлайн-курсов – популярная сегодня система мотивации. Так, журналист, изучивший язык программирования Python, может делать качественную аналитику для текстов. Маркетолог, прошедший курс по data science, — применять методы анализа больших данных, чтобы изучать поведение покупателей. Экономист, освоивший SQL, сможет работать с хранилищами данных, а затем стать специалистом в области консалтинга.

В части социальных проектов в 2020 году на пике коронавирусного кризиса крупнейшие федеральные и международные компании, реализующие программы корпоративной социальной ответственности, не только сумели сохранить свои долгосрочные программы, но и выделили дополнительные бюджеты. Например, пивоваренная компания «Балтика» начала реализацию социальной кампании «Несмотря на расстояние, остаемся вместе» для помощи пожилым, медикам и волонтерским центрам. С марта в рамках кампании им было поставлено более 500 000 единиц средств защиты и более 300 000 единиц безалкогольных напитков – во всех регионах присутствия компании.

«Филип Моррис Интернэшнл» снабдили волонтеров в российских регионах средствами защиты и закупили продовольственные наборы для пожилых людей. На средства компании были куплены 1000 защитных костюмов и более 4000 продуктовых наборов.

KFC платил по $1000 российским сотрудникам ресторанов сети, пострадавшим от коронавирусной инфекции.

Представители малого бизнеса практически во всех регионах РФ во время пандемии локально организовывали собственные социальные программы, часто не афишируя сделанного.

Пенсионерам представители малого бизнеса помогали с покупкой и доставкой продуктов и лекарств. Производственные предприятия отпускали продукцию безвозмездно. Например, в Санкт-Петербурге кондитеры выделили для пенсионеров зефир, а фирма микромобильного шеринга обеспечила местных волонтеров электросамокатами. В Самаре шоколадная фабрика передала врачам, соцработникам, волонтерам, инвалидам и пожилым людям более 10 тонн сладостей и кофе. В ряде регионов перевозчиками была отменена плата за проезд в маршрутных такси для медиков.

Спонсорство и благотворительность – значимая и весомая часть КСО. Так, например, ВТБ активно поддерживает общественные проекты внутри шести собственных целевых программ. В рамках проекта «Культурная страна» - выставочные проекты, театральные премьеры и художественные фильмы. В рамках программы «Мир без слез» - помогает сотням детских больниц в 53 регионах России. В рамках проекта «Спортивная страна» - оказывает поддержку спортивным командам на Олимпийских играх. А еще банк сотрудничает с Всемирным фондом дикой природы (WWF России) с целью сохранения популяции крупных кошачьих (тигра, леопарда, снежного барса).

Интересные социальные кейсы оказались у юристов. «Городисский и Партнеры» проводит всероссийский конкурсный отбор юных изобретателей и полностью обеспечивает (методически, организационно, финансово) участие российской делегации в иностранных выставках International Exhibition for Young Inventors и Международного детского конкурса инженеров-конструкторов PowerTech. Другое направление деятельности фирмы – реставрация и сохранение объектов культурного наследия страны. Одним из зданий фирмы в Москве является «Жилой дом поэта Майкова, конец XVIII в.», который компания восстановила и взяла ответственность за дальнейшее содержание. Санкт-Петербургский филиал приобрел и привел в порядок не только собственные помещения, но и часть общедомовых, а также крыши и дворы знаменитого дома архитектора Ф.Лидваля, построенного в начале XX века, для Краснодарского филиала приобретен и отреставрирован памятник архитектуры XIX века. А еще фирма сотрудничает с Государственным историческим музеем в части сохранения экспонатов – в процессе сложнейшая реставрация глобусов (земного и небесного) известного голландского картографа XVII века Виллема Блау.  

Среди малых предприятий распространено сотрудничество с НКО. Часто инициатива исходит от собственника, они помогают фондам и детским домам финансово, участвуют как волонтёры или запускают с благотворителями коллаборации.

«Благотворительность для меня - своего рода базовая потребность. Со временем я естественным образом пришёл к внутренней необходимости делать что-то во благо общества и людей. С бизнесом это никак не связано, я просто получаю кармическое удовлетворение оттого, что делаю свой вклад», - говорит Евгений Фонталин, управляющий партнёр digital-компании «Бюробюро». Для фонда «Друзья» его компания разработала онлайн-платформу ProCharity, где благотворительные организации размещают свои задания.

Ирина Жукова, директор по устойчивому развитию и корпоративным программам компании «Филипп Моррис сэйлз энд маркетинг» рассказывает: «У нас благотворительность очень четко встроена в повестку устойчивого развития и в стратегию компании. Например, мы поддерживаем науку, поддерживаем системную биологию, мы даем гранты молодым ученым. Пока очень сложно найти партнеров, но мы для себя такую цель поставили, мы очень хотим и будем двигаться в сторону партнерства в дальнейшем развитии благотворительности. Объединив усилия, мы можем сделать гораздо больше».

Благотворительные инициативы укрепляют репутацию компании, повышают лояльность к бренду и привлекает новых клиентов – вот почему все популярнее альянс некоммерческих организаций с компаниями, замечает гендиректор благотворительного фонда «Подарок Ангелу» Анастасия Приказчикова.

«За последние годы фирма «Городисский и Партнеры» демонстрирует существенное развитие КСО по всем основным направлениям. Следующим этапом является работа с нашими поставщиками, в пул которых войдут лишь те, кто осознает ответственность бизнеса перед обществом и готов к улучшениям.  Для нас это некий постоянный процесс улучшения себя и сообщества» - говорит Валерий Медведев, Управляющий партнер фирмы «Городисский и Партнеры».

На вопрос, куда будут двигаться программы КСО в перспективе 5-10 лет директор структурного подразделения Санкт-Петербургского государственного экономического университета «Высшая экономическая школа», доктор экономических наук, Яна Клементовичус, рассуждает так: «Важным может стать развитие корпоративного управления применительно к практике КСО. В 2019 году ВЭШ совместно с Ассоциацией независимых директоров запустила новую программу по подготовке профессиональных членов совета директоров. Институты независимых директоров способствуют повышению качества менеджмента и распространяют современные стандарты корпораций. Работа независимых директоров в том числе заключается в том, что они должны рассматривать любые принимаемые решения с точки зрения требований социальной ответственности».


Другие новости по теме:
Что вы об этом думаете?
ВКонтакте
Facebook
Смотрите также:
Интересные статьи

Главные новости

Новости партнеров