Эксперт: «предложения Шрёдера – набор противоречивых тезисов»

Председатель Совета директоров компании «Роснефть» Герхард Шрёдер написал письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева с предложениями по контролю качества нефти в российской трубопроводной системе «Транснефти».

В своем письме г-н Шредер предлагает, в частности, ввести институт независимых сюрвейеров для контроля качества нефти, сдаваемой в систему магистральных нефтепроводов, и ограничить содержание хлорорганики в нефти величиной 1 ppm.

Представитель «Транснефти» Игорь Демин заявил в интервью RNS, что «Транснефть» может согласиться с предложением господина Шрёдера, если расходы на привлечение независимых инспекторов возьмут на себя сами нефтяные компании. По словам господина Демина, «Роснефть» скрыла от собственного председателя совета директоров информацию, что в 2018–2019 годах при приеме нефти в систему магистральных трубопроводов от обществ группы "Роснефти" содержание хлорорганических соединений доходило до 8 ppm на нескольких приемно-сдаточных пунктах.

В ответном пресс-релизе «Роснефти» заявления Игоря Демина были названы «неприемлемыми по сути и неуважительными по форме». «Роснефть» заявила, что за счёт собственных средств привлекла международных сюрвейеров, осуществляющих прозрачный независимый контроль качества нефти.

Сотрудники Института Развития Технологий Топливно-Энергетического Комплекса (ИРТТЭК) попросили экспертов высказать свое мнение о письме Герхарда Шредера и последовавших заявлениях со стороны «Транснефти» и «Роснефти».

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ, заявил: «Позиция "Транснефти", фактически, сводится к тезису о том, что если руководство страны требует от "Транснефти" нести полную ответственность за качество нефти в системе нефтепроводов и гарантировать, чтобы инцидентов, подобных истории с хлорорганикой, не происходило в будущем, то нужно дать "Транснефти" всю "полноту власти", т.е. полномочия полного контроля поступающей в систему нефти». А "Роснефть", считает эксперт, по сути, предлагает размыть полномочия "Транснефти", создать параллельную "Транснефть", чтобы позже можно было сказать: если есть система сюрвейеров, то зачем нужна "Транснефть" − давайте ее ликвидируем. И в итоге окажется, предполагает И. Юшков, что модель нефтяной отрасли (инфраструктура как естественная монополия государственная, добыча, переработка и сбыт - конкурентные сектора) придет к модели газовой, где у одного из игроков в собственности находится и инфраструктура.

Экономической подоплеки в предложениях "Роснефти" нет, убежден Юшков. Более того, создание параллельной "Транснефти" приведет к увеличению операционных затрат в системе контроля качества нефти, что отразится на самих компаниях, так как именно они будут платить больше денег за услуги контроля и передачи нефти. Если вопрос совершенствования системы контроля качества нефти, поступающей в трубу будет решаться на уровне правительства, то у "Транснефти" шансов на победу больше, считает эксперт.

Сергей Воробьев, директор Института развития технологий ТЭК: «Информационная возня, затеянная в публичном поле «Роснефтью», наносят колоссальный ущерб нефтяной отрасли страны. Вместо того, чтобы конструктивно решить проблемы в рамках двусторонних договоренностей, определить размер ущерба и работать дальше, «Роснефть» выводит конфликт на все более высокий уровень. Понятно, это вызывает напряжение у зарубежных партнеров. В конфликте глава «Роснефти» первый, кто наносит ущерб репутации страны на международных рынках.

Предложения Шрёдера – набор противоречивых тезисов. Вчера Сечин заявляет, что передача ПСП в одни руки – дополнительная финансовая нагрузка на нефтяные компании, сегодня Шрёдер говорит о привлечении независимых зарубежных сюрвейеров, которые нефтяникам обойдутся на порядок дороже. При этом вся финансовая ответственность сюрвейеров ограничивается двумя десятками тысяч долларов. Очевидно, правительство не пойдет на эти предложения. Вся эта информационная завеса напоминает попытку замотать конструктивные предложения «Транснефти», как в свое время был замотан законопроект по магистральным трубопроводам.

Станислав Митрахович, эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности, полагает, что в целом в российской системе власти больше делают ставку на централизацию как на общую модель развития, поэтому у модели «Транснефти» есть шансы получить официальную поддержку на уровне правительства. Многое, по мнению эксперта, будет зависеть от иных добывающих компаний и занятых ими публичных позиций − нужны им эти независимые лаборатории и эксперты, отделенные от «Транснефти», или нет. «Пока на уровне руководстве страны четких слов о серьезной виновности именно «Транснефти» сказано не было», − напомнил Митрахович.

Михаил Крутихин, партнер консалтингового агентства RusEnergy, заявил: «Письмо, написанное Шрёдером, с предложениями по контролю качества нефти − это не предложения… это набор каких-то абсолютно лживых и неправильных измышлений. Он же знает, что это будет чересчур дорого, и что нефтяные компании сами могут отвечать за качество смеси, но, как показывает практика, это не так. Также, сама «Роснефть» и ее подразделения, были случаи, сдавали в систему нефть, которая не отвечала требованиям по качеству. Поэтому доверять контроль за качеством тем, кто сдает эту нефть, это невозможно… Это чистое отстаивание корпоративных интересов, причем нечистоплотных интересов». «Транснефть», считает Крутихин, в состоянии по минимальной цене обеспечить контроль своими силами.

Александр Воротников, эксперт Экспертного центра ПОРА (проектный офис развития Арктики), к.х.н., доцент ИОН РАНХиГС считает, что предложения Шрёдера, по определению не могут стоить дешево. «Оно будет стоить дороже, так оплата независимых международных экспертов потребует адекватной оплаты… Но в случае реализации предложения Токарева Транснефть несет всю полноту ответственности за качество нефти в трубе и на выходе. А главное сможет влиять и на поставщиков нефти в трубу. И это предпочтительно для нормальной работы Транснефти».

Эксперт считает, что «…позиция руководителя Роснефти не очень последовательна в связи с тем, что определенные рычаги контроля появляются у Транснефти, что даст ей возможность определять, какую партию нефти компания пустит в трубу. И заставит поставщиков более тщательно отслеживать и регламентировать качество поставляемой в трубу нефти».

***
Эксперты ИРТТЭК будут продолжать аналитическую работу по проблемам управления ППС и механизмов контроля качества нефти в трубопроводной системе страны (irttek.ru/expertiza/).

16:58 Сегодня

Другие новости по теме:
Что вы об этом думаете?
ВКонтакте
Смотрите также:
Интересные статьи

Главные новости

Новости партнеров