Ученые и организаторы «Генетической лабораторной» обсудили результаты акции

29 мая в библиотеке им.Достоевского ученые и организаторы акции «Генетическая лабораторная» обсудили ее итоги. Напомним, «Генетическая лабораторная» стала первой из череды тематических просветительских акций проекта «Лаба». В акции поучаствовали более 20 тысяч человек офлайн и онлайн.

Россияне всех возрастов участвовали в акции в университетах, парках и культурных центрах в Москве, Санкт-Петербурге, Ижевске, Клину, Астрахани, Красноярске, Нижнем Тагиле, Оренбурге, Новосибирске, Казани, Иркутске и других городах.

По словам организаторов, участники справились с заданиями хорошо: из 30 возможных баллов офлайн-участники в среднем набрали 17,8, а онлайн — 20.

100% участников знали, например, что ученые умеют определять отцовство по ДНК, и 94% – что возможно клонирование млекопитающих. Вместе с тем, почти никто (87% ошибок) не знал, сколько процентов человеческого генома кодирует белки (правильный ответ — 1%). К удивлению организаторов, не все участники знали о возможности клонирования млекопитающих — вероятно, сюжет с овечкой Долли успел подзабыться.

Почти половину всех участников акции составили люди с высшим и незаконченным высшим образованием. По словам научного редактора «Генетической лабораторной» Владимира Губайловского, обычно среди участников «Открытой лабораторной» — главной акции «Лабы» — гораздо больше школьников. Но и вопросы в «Генлабе» были посложнее.

«Вероятно, людей, которые решили поучаствовать в акции, генетика интересует не только как фундаментальная наука, но и как вполне прикладная технология» — отмечает Губайловский. Этим же интересом он объясняет и гендерный состав участников: женщин было подавляющее большинство (71% офлайн и 74% онлайн), ведь «22 - 24 лет – это активный репродуктивный возраст – в этом возрасте женщины либо уже молодые матери, либо обдумывают такую возможность и готовятся стать матерями».

По поводу сложности вопросов высказался и один из завлабов акции аспирант Факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В. Ломоносова Артур Залевский, проводивший акцию в центре «Архэ». По его словам, среди участников было много студентов профильных вузов, которые «штудировали учебники» при подготовке к акции.

Один из авторов заданий «Генетической лабораторной», нейрофизиолог Илья Захаров рассказал, что результаты акции станут частью его масштабного исследования, которое в том числе касается отношения людей к генетике: тем более, что с популяризацией генетического редактирования эта область науки бросает все больше моральных вызовов.

Как рассказал один из создателей акции Евгений Насыров, «Генетическая лабораторная» — первая из ряда тематических акций «Лабы». Так, 16 октября нас ожидает «Медицинская лабораторная», приуроченная ко дню рождения Авицены, а 12 октября (в день открытия первой химической лаборатории в России) — химическая лабораторная «Mendeleev lab». Она пройдет в рамках Международного года периодической таблицы химических элементов

Организатор акции – АНО «Лаборатория просветительских проектов»

«Открытая лабораторная» - это самая масштабная разовая научно-популярная акция в мире (openlaba.com). В 2019 году награждена премией «За верность науке» в номинации «Прорыв года».

Сайт laba.media – это ежедневный источник информации о науке и доказательной медицине.

Партнеры акции

Генеральный партнёр «Генетической лабораторной» — Mel Science (melscience.com) — производитель образовательных химических  наборов для детей и взрослых. Главным книжным партнером стало издательство «Альпина Нон-Фикшн». Медиапартнеры акции: журнал НОЖ, портал об образовании и воспитании МЕЛ, мобильный сервис для чтения книг Bookmate, телеканал «Наука», издание о современной биологии «Биомолекула». Организационный партнер — Timepad.ru. Официальная соцсеть — ВКонтакте. Центральная площадка в Москве — Парк «Зарядье». Проекты «Открытой лабораторной» традиционно поддерживаются Российским научным фондом и Министерством науки и высшего образования.