Ворованное топливо угрожает частной авиации авариями

Ворованное топливо угрожает частной авиации авариями

Нелегальный рынок авиационного керосина разрастается. Его крадут прямо из Кольцевого магистрального нефтепродуктопровода, по которому снабжаются московские аэропорты. Затем разбавляют и перепродают по дешевке частной авиации. Остатки перегоняют в зимний дизель. Какие риски за проблемой?







Воровство по кругу

В апреле 2018-го «Транснефть», проанализировав данные с мая 2016 г. по декабрь 2017 г., заявила: из Кольцевого магистрального нефтепродуктопровода (КМНПП) было украдено более 15 тыс. тонн авиакеросина, предназначенного для московских аэропортов, на сумму более 285 млн рублей. Через Кольцевой нефтепродуктопровод, расположенный вокруг Москвы, в столицу поступает авиатопливо, и снабжаются Домодедово, Внуково и Шереметьево.

В ходе проверок, сообщили тогда «Ведомости», были обнаружены признаки, указывающие на «возможные хищения топлива через несанкционированные врезки» в КМНПП с использованием отводов на топливно-заправочный комплекс (ТЗК) «Шереметьево» (75% принадлежит «Роснефти») и «Газпромнефть-аэро», а также выведенных из эксплуатации отводов на нефтебазу «Павельцы» в Химкинском районе Московской области.

За анализируемый период (май, 2016 - декабрь, 2017) были обнаружены и ликвидированы 22 незаконные врезки в Кольцевой магистральный трубопровод с авиационным керосином.

Кольцевой нефтепродуктопровод состоит из трех нитей и транспортирует сразу три вида топлива (авиационный керосин, бензин и дизель). За 2018 год в него «врезались» 34 раза.

Обострению проблемы предшествовало регулярное подорожание авиакеросина (в начале 2017-го на 6,4%, а во втором полугодии - сразу на четверть), которое тут же отразилось на ценнике авиаперевозок. По подсчетам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, убытки от роста цен на авиакеросин могли стоить авиакомпаниям РФ 75-80 млрд рублей дополнительных затрат по итогам 2018 года.

Однако каких бы потерь не стоил керосин, кроме как легальным и чистым способом, попасть на судно в ключевых московских аэропортах оно не может. «У ТЗК во всех московских аэропортах есть лаборатории по контролю за качеством керосина. При заправке каждого самолета берется проба и хранится до тех пор, пока самолет благополучно не приземлится. Если с бортом что-то случается, Следственный комитет проверяет эту пробу», - отвечал топ-менеджер московского аэропорта «Ведомостям».

У каждого поставщика авиатоплива есть сертифицированные по международным стандартам лаборатории контроля качества. Более того, топливо, поступающее к аэропортам по Московскому кольцевому нефтепродуктопроводу, высшего качества. Его также проверяют «на входе» и «на выходе» на соответствие.

Перегонка чистого топлива становится «лакомым» моментом для бизнес-вампиров. Этим объясняется растущее число врезок в трубопровод с керосином.

В декабре 2016 г. случилась крупная авария. В результате незаконной врезки в КМНПП в Солнечногорском районе Московской области. Авиакеросин разлился и впитался в грунт. Жизням жителей ближайшей деревни Жилино угрожала опасность - пройдя через грунт, топливо могло попасть в колодцы. Преступники были задержаны и привлечены к ответственности.

Позднее, в 2017 и 2018 годах сотрудниками МВД и охраны трубопровода были пресечены десятки подобных нелегальных подключений в Московской области.

Запасной аэродром

«Незаконный оборот топлива не гарантирует контроля его качества, что, в свою очередь, может повлечь авиакатастрофы», - предупреждал в письме письмо министру транспорта Максиму Соколову президент «Транснефти» Николай Токарев.

От этих авиакатастроф не может быть защищена частная авиация, которая и стала основным потребителем ворованного авиакеросина. Авиатопливо по сниженной цене охотно покупают владельцы частных самолетов и вертолетов.

В России, по данным на 2018 год, зарегистрировано более 3,3 тыс. частных вертолетов и легкомоторных самолетов. Большая часть из них сконцентрирована в таких густонаселенных регионах, как Московская и Ленинградская области.
Только в Москве и Московской области располагаются 36 аэродромов, на которых базируются множество керосиновых «потребителей» - все серии вертолетов МИ, Robinson R66 и Agusta AW109, AW119, AW139.

Никто не проверяет качество топлива при заправке в частные ВС. В последние годы нет прямых данных о том, что причиной авиакатастроф стало плохое топливо. Но, с другой стороны, анализ топлива при авариях частных ВС не проводится, а отказ двигателей составляет около половины причин всех летных происшествий.

Топливо воруют не только в Москве, но всегда под высокопоставленным прикрытием. В 2016 году Государственное управление следственного комитета расследовало дело о масштабном хищении авиационного топлива с авиабазы «Энгельс» в Саратовской области. По информации "Ъ", авиабаза могла попасть в поле зрения правоохранительных органов после начала сирийской кампании, когда и вскрылась крупная недостача авиационного керосина. В сирийской кампании принимали участие дислоцировавшиеся в Энгельсе бомбардировщики.

Расследование шло под грифом «секретно» - сумма ущерба не сообщалась, подозреваемых в военном следственном управлении также не сообщали, однако, речь шла о должностных лицах воинской части. Подробности и результаты того дела так и остались не раскрыты журналистам.

Керосин превращается…

Если не весь керосин удалось сдать малой авиации, остатки можно использовать для изготовления зимнего дизеля. Это некий план «Б» для топливного дилера. Так рынок сбыта значительно расширяется: дизтопливо можно предложить для заправки сельскохозяйственной техники или, например, дальнобойщикам.

Дизтопливо летнее имеет нормативную плотность не выше 860 кг/м2. Температура вспышки у него согласно требованию норм не должна быть ниже -40 °C. Температура застывания не выше -5 °C. Его условное обозначение содержит букву Л - летнее, 0,2- массовая доля серы и 40 - температура вспышки (Л-0,2-40 согласно ГОСТ 305-82)
Зимнее дизтопливо должно иметь плотность не выше 840 кг/м2 и температуру вспышки 35 °C. Нормируемая температура застывания у него должна быть не ниже показателя -35 °C.

Дизтопливо зимнее получают путем смешения углеводородных фракций, но с более низким значением температуры выкипания.

Кроме этого способа, на рынке встречаются кустарные способы фальсификации зимнего дизтоплива, когда в летнее дизельное топливо домешивают около 20 % авиационного керосина ТС-1 - страшный сон владельца машины с дизельным двигателем.

Главная опасность такого фальсификата заключается в том, что вместе со снижением температуры застывания падает вязкость топлива, в результате чего оно теряет свои смазывающие свойства. В худшую сторону при этом также меняется цетановое число, поскольку у керосина его величина всего 35-40, а у кондиционного зимнего дизтоплива - 45 и выше. В итоге такая смесь приводит к повышенному износу поршневой группы двигателя и поломке топливного насоса высокого давления.

По данным Российского топливного союза, количество нелегального дизельного топлива на рынке может достигать 40%. В феврале 2019 Роскачество и Росстандарт провели пилотную проверку качества топлива на АЗС в Ставропольском крае. Контрафакт обнаружили в десяти процентах случаев.

Керосиновые реки

Очевидно, керосиновая проблема не нова, но она усугубляется двумя факторами - проблемами в авиации и контрафактной соляркой, наполняющей автозаправки. Массовые хищения и не регулируемый сбыт авиатоплива влекут за собой отказы двигателей ВС малой авиации и катастрофы. Сопутствует нелегальному обороту и отсутствующая в законодательстве система обязательного контроля топлива перед заправкой во все типы воздушных судов. Кроме того, появляются проблемы с соляркой на автозаправках: цены растут, растет и доля контрафакта.

Пару лет назад суд приговорил к условному сроку подполковника Леонида Карпачева, служившего в учебной авиационной группе (аэродром «Сокол» под Саратовом) помощником командира по материально-техническому обеспечению. По версии суда, тот продал своему «гражданскому» знакомому пять автоцистерн авиационного керосина (примерно 50 тысяч литров) на общую сумму более миллиона рублей.

Но такие случае единичны. В большинстве своем «керосиновые» расследования остаются «под пылью» (статистика раскрываемости около 5%). В то время как криминальные цепочки «растекаются» по стране за пределы Энгельсского Лётного городка и подмосковных аэродромов.

Если сегодня не принять меры на уровне государства, то проблема перерастет в эпидемию.

11:58 Сегодня

Другие новости по теме:
Что вы об этом думаете?
ВКонтакте
Смотрите также:
Интересные статьи

Главные новости

Новости партнеров