Чем расплатиться за проезд: кольцом, часами или смартфоном?

Чем расплатиться за проезд: кольцом, часами или смартфоном?

Павел Терентьев – независимый эксперт IT-отрасли.







Если вы попробуете в Москве или Санкт-Петербурге прожить один день в режиме «tap and go» и «бесконтактно» оплатить утреннюю чашечку кофе, обед в ресторане, проезд в автобусе или коммунальные платежи, вас могут ждать неожиданности – далеко не все банки, супермаркеты, кафе и транспортные турникеты предоставляют возможность приема NFC-платежей. Однако прогресс не остановить, и смело можно сказать, что современные технологии в любой сфере, в том числе в транспортной, уже сегодня делают жизнь каждого человека удобнее. Так, крупнейшие корпорации занимаются разработкой и усовершенствованием средств передвижения – от беспилотных такси до космических модулей. Вполне естественно, что скорость оплаты проезда должна соответствовать высокой скорости перемещения: уже в ближайшие 5-7 лет стоимость проезда будет списываться со специального кольца или часов автоматически, без нашего участия.

Распространение мобильных NFC-платежей – один из глобальных трендов. В 2015 году в мире с помощью этой технологии было совершено 54 млн из 92 млн мобильных платежей, к 2018 прогнозируется рост до 166 млн (на фоне общего роста до 461 млн). В Чехии, Словакии и Польше бесконтактные платежи уже вытеснили традиционные: там более 66% транзакций совершаются с помощью NFC.

Бесконтактная технология оплаты удобна по нескольким причинам: позволяет снизить расходы на работу с наличными деньгами, значительно сократить очереди. Ряд исследований говорит, что если наличные деньги заменить на «цифровые», общество сможет сберечь 1-2% ВВП страны. Согласно опросу MasterCard, главными аргументами в пользу бесконтактной формы оплаты являются удобство (83%), скорость (56%) и новизна технологии (18%). Действительно, NFC быстро устанавливает соединение – примерно за 0,1 секунды, в то время как у Bluetooth на контакт с другим девайсом уйдет около 6 секунд. NFC действует в минимальном радиусе, что с точки зрения безопасности является преимуществом: практически невозможно перехватить сигнал и получить конфиденциальную информацию. При этом все данные хранятся во внутреннем чипе с высокой степенью защиты. Технология позволяет считывать NFC-метки, несущие полезную информацию, например расписание движения транспорта.

Сегодня с поддержкой технологии NFC в Москве выпустили уже более 150 тыс. SIM-карт. Их владельцы могут оплатить проезд в автобусе, трамвае и троллейбусе, приложив мобильный телефон к считывающему устройству валидатора. В 2011 г. МТС запустили первую в России систему моментальных мобильных платежей на базе технологии NFC: с помощью телефона с NFC-антенной можно заплатить за бензин на АЗС.

Простота и скорость – не единственные факторы, влияющие на динамику развития тренда. Важным аспектом является безопасность технологии. Хотя в России взлому уже были подвержены транспортные карты Нижнего Новгорода, тем не менее сегодня бесконтактная технология – вполне безопасная альтернатива наличным, так как в ней обеспечена современная многоуровневая система защиты. В NFC-кошельках на базе технологий VISA и MasterCard хранится не номер карты, а специальный цифровой идентификатор – токен – соответственно, номер карты и ее прочие данные украсть нельзя. Чем чаще пользователи платят бесконтактно, тем выше уровень их доверия к технологии: более двух третей держателей карт теперь считают, что бесконтактные платежи так же или даже более безопасны, чем традиционные способы оплаты.

Оплатить проезд по технологии NFC скоро можно будет во многих городах мира прямо на турникетах метро и на наземном общественном транспорте. Самыми передовыми регионами в данном направлении являются Северная Америка, Западная Европа, Дальний Восток и Китай: на эти страны придется около 90% бесконтактных платежей. Например, нью-йоркский Metropolitan Transit Authority объявил о контракте на $573 млн, который должен оснастить 500 турникетов в метро и 600 турникетов в автобусах оборудованием для приема NFC-платежей до 2020 года.

В системе общественного транспорта Мадрида был реализован пилотный проект, обеспечивающий удобный и защищенный механизм для проезда в метро и на городских автобусах с помощью NFC-технологий. Компания Gemalto предоставила свои решения Allynis Trusted Service Manager (TSM) и UpTeq Multitenant SIM на базе технологии MIFARE DESFire, соответственно, для Консорциума общественного транспорта Мадрида (Consorcio Regional de Transportes de Madrid, CRTM) и для Telefonica, ведущего оператора мобильной связи в Испании. После этого Муниципальная транспортная компания Мадрида (Empresa Municipal de Transportes de Madrid, EMT) внедрила решение Gemalto TSM в серверные системы CRTM. Проект был реализован с целью продемонстрировать скорость и удобство новых технологий оплаты для конечных пользователей, а также многочисленные коммерческие преимущества для поставщиков услуг. Чтобы воспользоваться этим сервисом, потребителям необходимо загрузить приложение, разработанное компанией Samsung, которое позволяет осуществлять покупку цифровых билетов. Новое решение выгодно и для CRTM, которое получило чрезвычайно эффективный канал продажи билетов, доступный для потребителей через их мобильные телефоны в режиме 7 дней в неделю, 24 часа в сутки. При этом уменьшаются задержки на турникетах, у которых часто образуются заторы, когда пассажиры пытаются найти в бумажнике нужную карту, ведь в новом решении достаточно просто коснуться телефоном бесконтактного считывателя, которыми уже были оснащены турникеты в общественном транспорте Мадрида.

В общественном транспорте Москвы также реализована подобная схема продажи билетов с помощью мобильных телефонов, при которой пассажиры могут сесть на поезд, в трамвай или автобус, просто прикоснувшись к терминалу оплаты телефоном, поддерживающим технологию NFC. Российские операторы мобильной связи «Мегафон» и «Вымпелком» сотрудничают с компанией Gemalto, которая предоставила SIM-карты UpTeq Multi-Tenant NFC, необходимые для осуществления проекта. Чтобы воспользоваться сервисом, пассажиры могут бесплатно получить SIM-карту у оператора, а затем приобретать билеты через специальное мобильное приложение на своих смартфонах. Стоимость билета будет автоматически списываться с абонентского счета мобильного телефона, а чтобы попасть в автобус, пассажиру потребуется лишь мобильный телефон. В российских городах производством и оснащением систем бесконтактных платежей на транспорте занимается компания ТрансТехСвязь, обеспечивающая функционирование общественного транспорта в 11 регионах РФ.

Новые технологии оплаты проезда действуют на общественном транспорте Санкт-Петербурга (автобусы, трамваи, троллейбусы), на турникетах и в билетных кассах Московского метрополитена, на ряде автобусных маршрутов в Москве и Московской области. Кроме того, оплату в одно касание принимают паркоматы московских парковок. Оплатить проезд бесконтактной картой или устройством можно в билетных кассах и на турникетах «Аэроэкспресса». Первую в России универсальную систему оплаты проезда запустили в Якутске с 1 июля 2018 года. Пассажиры могут оплачивать проезд в общественном транспорте при помощи банковских карт, смартфонов, за наличный расчет, привычными транспортными картами, а также пополнить баланс при помощи мобильного приложения. Стоимость нового оборудования для транспорта составила около 80 млн рублей. С начала марта на территории Якутска такая система действовала в тестовом режиме. За это время были проанализированы аспекты работы системы и проверено программное обеспечение.

Новой удобной формой оплаты транспорта могут быть также носимые на теле устройства – браслеты, кольца, часы, брелоки для ключей, наклейки для телефона и другие аксессуары и одежда, в которые встроены специальные NFC-чипы для бесконтактных платежей. По прогнозам исследовательской компании Juniper Research, индустрия умных носимых устройств будет активно развиваться в ближайшие годы и к 2019 году составит более $53 млрд. Следующей ступенью развития технологии бесконтактной оплаты будет биометрический платеж – отпечатком пальца, сканированием сетчатки глаза, голосом, с помощью селфи – платежным средством станет человеческое лицо. Время оплаты товаров и услуг при использовании этой технологии может сократиться с тридцати секунд, которые необходимы при расчете банковской карточкой, до пяти.

Почему же такую простую и удобную форму оплаты транспорта не начали внедрять раньше? По нескольким причинам. Доступность технологий осуществляется за счет высокого уровня развития цифровой экономики. Это и спутниковая навигация, позволяющая автоматически определить местоположение. И мобильный интернет, без которого невозможен быстрый обмен данными. И криптографические методы, надёжно защищающие данные от кражи или подмены. Если раньше мы отставали по внедрению новых технологий в быту от Запада, то теперь идем практически на равных – интервал ввода технологических новинок находится в пределах одного года. А в отношении платежных карт, ID, платежной инфраструктуры мы не отстаем, а во многом опережаем Запад. Ввод скоростной оплаты транспорта – лишь один из многих неотъемлемых элементов новой системы.

12:51 Сегодня

Другие новости по теме:
Что вы об этом думаете?
ВКонтакте
Смотрите также:
Интересные статьи

Главные новости

Новости партнеров