Чтобы играть в хоккей – СКК надо снести

Чтобы играть в хоккей – СКК надо снести

Санкт-Петербург решил стать хозяином чемпионата мира 2024 года по хоккею. В международную федерацию уже отправлена заявка. Опыт приема спортивных мероприятий у Петербурга большой, так что шансы на успех не иллюзорные.







В конце концов, в Петербурге уже есть Ледовый дворец, СКК… Впрочем, стоп. Оказывается, для приема чемпионата мира СКК решили снести. Как это не удивительно звучит. Потом, понятно, построить заново (кажется, опыт стадиона никого ничему не учит. Или, наоборот, есть желающие повторить?) Около будущего СКК, по проекту, вознесутся 75-этажные небоскребы и прочие утехи инвесторов. Не совсем, правда, понятно, останется ли после этого место для самого комплекса…

Но вернемся немного в прошлое…

СКК и проекты спортивных сооружений

Спортивно-Концертный Комплекс имени Ленина был заложен в 1970-е годы к Олимпиаде-80. Так же были планы проводить в СКК в футбольные матчи, когда уличная погода не располагает к нормальной игре. Планы блестяще осуществились: именно на проспекте Гагарина в ноябре 1980 года «Зенит» впервые выиграл медали национального чемпионата, а осенью 1984-го стал чемпионом СССР.

Вокруг СКК планировался «спортивное пространство»: санно-бобслейная и горнолыжная трассы, легкоатлетический стадион и пр. Но какие-то стройки были заморожены, а к каким-то и вовсе не приступали. Вместо трасс и стадионов петербургские чиновники дали разрешение на строительство торгово-развлекательных комплексов, супермаркетов и даже патриотического исторического парка.

СКК до сих пор является одним из крупнейших закрытых спортивных сооружений Европы и вторым в России (после комплекса «Олимпийский» в Москве). Вместимость – более 25 тысяч зрителей.

В апреле 2017 года, по распоряжению Дмитрия Медведева, из собственности Минстроя СКК был передан в собственность Петербурга.

И другие официальные объекты…

Стоит заметить, что СКК – не первый объект, вернувшийся в собственность Петербурга. Наиболее масштабный спор о собственности связан с так называемой собственностью профсоюзов.

На XIX съезде профессиональных союзов СССР, состоявшемся в 1990-м году, было заявлено, что «профсоюзные объекты являются единой собственностью профсоюзов СССР». Правопреемником в отношении этой собственности стала Всеобщая конфедерация профсоюзов СССР. А 17 июля 1992-го все права на собственность были переданы Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).

Собственность оказалась весьма богатой: это и масса спортивных сооружений, и дворцы культуры, и лучшие санатории.

Происхождение этих богатств весьма простое: более 50% в бюджетах профсоюзов в советское время составляли взносы простых работников, членов этих самых профсоюзов. Членство в которых, напомним, было фактически обязательным для каждого советского гражданина.

Но потом, внезапно, чиновники опомнились, и попытались вернуть себе уплывшую из рук собственность. В итоге, в 2007 году, после долгих споров, город и профсоюзы поделили объекты на часть из которых, скажем честно, никаких документов о собственности просто не было.

В результате 155 объектов отошли в госсобственность, 213 остались у профсоюзов, а еще по 17 объектам было решено пройти через суд.

Валентина Матвиенко, тогдашний губернатор, отметила, что отсутствие прав собственности на спорные объекты приводило к их разрушению, теперь они будут вовлечены в хозяйственный оборот, в том числе для развития на инвестиционной основе.

Впрочем, это соглашение стороны еще не раз пытались переиграть. Но пока бояре дрались, у крестьян шансов воспользоваться услугами объектов, за которые они уплатили свою трудовую копейку профсоюзных взносов, становилось все меньше.

Город потрясали скандалы. То выяснялось, что Смольный продал санаторий «Дюны» в Сестрорецке главе группы «ЛСР», бывшему чиновнику Андрею Молчанову. Скандал был настолько громким, что губернатор Георгий Полтавченко был вынужден приостановить сделку. Но потом, понятно, все случилось как обычно.

То пресса публиковала сенсационные подробности изгнания профсоюзных спортсменов из спортивного комплекса на Аккуратова.

То вообще начиналась свистопляска вокруг яхт-клуба на Петровской косе. Он, по итогам сделки, остался в совместной собственности города и профсоюзов. И тут же развернулась настоящая битва. Профсоюзы запланировали здесь построить новые эллинги (помещения для зимнего хранения и ремонта яхт), здание яхтенной школы, реабилитационный комплекс для спортсменов, а так же прогулочную набережную с кафе и магазинами, гостиницу и spa-комплекс. Фактически, сделать подзаброшенный сегодня яхт-клуб настоящим центром парусного спорта, не только в России, но и в Европе.

Нашелся инвестор, который согласен был вложить в это 6 миллиардов рублей и ждать 12 лет до окупаемости. Но город это не устроило. Сначала чиновники убеждали профсоюзников, что инвестора у них нет, а потом нашлись и инвесторы-конкуренты. Не на таких, правда, роскошных условиях, а вовсе даже наоборот, но зато появилось что обсуждать.

Например, Сергей Алексеев, вице-президент ООО «Экспофорум-Интернэшнл» и экс-совладелец «Ленэкспо», предлагал сделать на территории яхт-клуба открытый бассейн для массового посещения, который также будет использоваться для обучения яхтсменов. Площадь для пикников и концертов, на которой зимой яхтсмены смогут хранить яхты.

В итоге яхт-клуб так и продолжает существовать в непонятном статусе: вроде бы продолжает работать, по-прежнему бесплатно обучая детей парусному спорту и предоставляя петербургским спортсменам яхты и доступ к воде, а при этом оставаясь в «подвешенном» состоянии, - не ровен час право на воду отберут и передадут кому-то другому…

Но вернемся к СКК

Всего год назад, в апреле 2017, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко подписал постановление о передаче Петербургского спортивно-концертного комплекса (СКК) в собственность города.

Реконструкция СКК может обойтись инвестору от 1 до 2,2 млрд руб., считают участники рынка. На прилегающей территории можно построить до 70 тыс. кв. м недвижимости.

То есть идут разговоры о полномасшабном «освоении» территории. Как будут чувствовать себя местные жители при таком массовом подселении, что станет с социальной инфрастуктурой, что случится с самим СКК – пока только одни вопросы.

Понятно, что бизнесменам с крутыми связями не терпится заработать на Петербурге лишнюю копеечку. Но пока так и не разобрались до конца со стадионом, бывший вице-губернатор Марат Оганесян, обвиненный в мошенничестве при строительстве «Зенит-Арены» продолжает сидеть. «Зенит-Арену» то заливает дождями, то ее расклевывают птицы, то газон отказывается выезжать, и «Зенит» вынужден отказываться от матчей на ней.

Может пока рановато-то допускать петербургских чиновников к управлению спортивными объектами? Может им пока еще надо потренироваться?

Александр Яхонтов

18:38 Сегодня

Другие новости по теме:
Что вы об этом думаете?
ВКонтакте
Смотрите также:
Интересные статьи

Главные новости

Новости партнеров