«Роснефть» игнорирует методические указания по измерению качества нефти 

Институт развития технологий топливно-энергетического комплекса (ИРТТЭК) выпустил доклад «Законодательные проблемы нефтетранспортной отрасли в контексте загрязнения нефтепровода «Дружба» хлорорганическими соединениями (ХОС)».

Авторы доклада прогнозируют повторение загрязнения хлором нефти в системе магистральных нефтепроводов, пишет информационно- аналитический портал "Нефть России".
 
Мы попросили директора ИРТТЭК Сергея Воробьева прокомментировать такое заключение.
 
Сергей Юрьевич, почему вы считаете, что ХОС снова могут появиться в нефти?
 
- Потому что с апреля месяца, когда случился вброс ненормированного количества ХОС в систему «Дружба», практически ничего не изменилось. Разве что все психологически встряхнулись, повысилась бдительность, а на некоторых пунктах сдачи-приемки нефти в систему (ПСП) стали измерять содержание ХОС раз в сутки, а не раз в десять дней, как раньше. Но самая крупная нефтяная компания России с самым большим числом собственных ПСП – «Роснефть», переходить на ежедневное измерение ХОС оказалась не в состоянии. Крайние сроки перехода на ежедневный контроль качества, судя по письмам компании, середина-конец августа.
 
А в чем причины?
 
- Дочерние компании «Роснефти» заявили, что смогут перейти на ежедневное измерение содержания ХОС только через два месяца. А сейчас − извините, нет реагентов. 
 
7 мая 2019 года министр энергетики РФ Александр Новак на заседании правительства заявил следующее: «В ПАО «Транснефть» все испытания нефти по показателю содержания хлорорганических соединений переведены из категории периодических (один раз в 10 дней) в категорию приемо-сдаточных, то есть это ежесуточный режим контроля». Разве «Роснефть» может отказаться от постановления министерства измерять ежедневно?
 
- Это не постановление министерства, а требование эксплуатационной компании. А документы «Транснефти» не указ нефтяным компаниям. Им указ только федеральный ГОСТ и документы ЕЭС. С 1 июля 2019 года вступает в силу технический регламент ЕЭС «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию», в котором допустимое содержание хлорорганики в нефти снижается с нынешних 10 ppm до 6 ppm, но о том, кто, как и насколько часто будет измерять содержание ХОС, там ни слова.
 
Изменения же в российский ГОСТ о ежедневном измерении ХОС, пока не внесены. 
На сегодня требования о ежедневном измерении ХОС в нефти на частных узлах ПСП, в частности, «Роснефти», оформлены письмами «Транснефти». Какого-то юридического статуса такие письма для нефтяников не имеют. Соответственно, и ответ. 
Получается, что «Транснефть», как естественный монополист, не имеет права отказать в приеме в систему нефти с неизвестным содержанием ХОС в течение 9 дней. И такое будет длиться три месяца, так обещает «Роснефть». За это время она может закачать в трубу еще миллион тонн нефти с хлороганикой. Да и кто его знает, что будет через три месяца.
 
- Какой же выход?
 
Первое, что уже озвучил президент «Транснефти» Токарев, − срочно передать все ПСП в управление трубопроводной монополии. Никаких частных узлов закачки быть не может. 
Второе, требования к качеству нефти должна определять «Транснефть» как оператор системы. Сейчас же ситуация абсурдна: «Транснефть» заставляют принимать в систему нефть с содержанием серы 3,3%, а на выходе требуют обеспечить стандарт Urals с серой 1,8%. Как транспортная компания может улучшить качество товара в ходе транспортировки? 
 
Третье, порядок сдачи-приемки нефти также должен определять государственный оператор, потому что он отвечает перед покупателями за качество российского сырья. Сейчас же кто-то закачал в трубу нефть с хлорорганикой, а ответ держит собственник трубы, у которого ничего нет, кроме резервуаров и перекачивающих насосов. 
 
«Роснефть» игнорирует методические указания по измерению качества нефти и порядку ее сдачи-приемки. Знаете, какой самый важный документ отказалась принять «Роснефть»? Бумагу со скучным названием ОР-17.060.00-КТН-227-14 «Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Предотвращение приема некондиционной нефти в систему магистральных трубопроводов. Порядок действий оперативного и диспетчерского персонала».
 
Четвертое, принять закон о трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов. В проекте закона прописаны права и обязанности всех участников процесса. Такой законопроект разрабатывался с 2015 года, но осенью прошло года усилиями ФАС и «Роснефти» фактически заблокирован. В законопроекте появились, к примеру, частные магистральные трубопроводы и частные (вневедомственные) охранные структуры. Сейчас магистральные трубопроводы каждый день дырявят криминальные врезчики. А если трубы с нефтью и дизелем будут охранять частники, то на выходе трубопровода и ведра солярки налить не удастся. Закономерный результат отчаянных усилий ФАС по либерализации топливного рынка − это частный ПСП под Самарой и загрязнение «Дружбы» ХОС. 
 
Добавлю, что усилиями ФАС открыт вентиль между внутренним и внешним рынком: нефтяники продают дизель трейдеру на бирже − якобы как поставка на внутренний рынок, а «Транснефть» обязана по приказу трейдера отправить этот дизель на экспорт.
 
- Можно ли считать, что после обязательного перехода на ежедневное измерение содержания ХОС и снижения порога до 6 ppm проблема хлорорганики в нефти будет решена?
 
- Нет, конечно. Нефтяники не откажутся от хлорорганики, к тому же в самой нефти присутствуют различные соединения хлора в различных концентрациях, которые по-разному реагируют на существующие методы очистки. Проблема хлора в нефти, как и проблема сероводорода, требует комплексного подхода. Сейчас же каждый участник процесса решает свои задачи в интересах своей выгоды. И самый шустрый снимает сливки за счет всех остальных, и государства впридачу.

13:56 Сегодня

Другие новости по теме:
Что вы об этом думаете?
ВКонтакте
Смотрите также:
Интересные статьи

Главные новости

Новости партнеров