Космологи обнаружили планету, раскручивающую звезду

Накануне сотрудники Принстонского университета поделились своим невероятным открытием с миром.

По словам исследователей, одна из газовых гигантских планет из созвездия Гидры оказывает необычное влияние на звезду, находящуюся поблизости, заставляя её вращаться. Ученые рассказали, что из-за создаваемого вращения не могут определить точного возраста светила.

Планета, о которой идет речь, входит в классы так называемых «горячих юпитеров», как правило, они располагаются совсем недалеко от звезд примерно в трех миллионов километров, на их поверхности держится температура в 1000-1300 градусов Кельвина. Для сравнения Меркурий – самая близкая планета к Солнцу в нашей системе, подбирается к светилу лишь на сорок шесть миллионов километров. Космологи подчеркнули, что такие планеты встречаются довольно часто и формирование их происходит вдали от звезд, однако затем каким-то образом они оказываются рядом с ними.

Во время наблюдений за космическими объектами в южном созвездии Гидры, с помощью телескопов в чилийской обсерватории, американские ученые обратили внимание, что одна из планет в связке со звездой ведет себя крайне необычно. В частности, используя устройство HAT-South, следящее за интенсивностью свечения звезд, астрофизики уловили некую зависимость вращения звезды HATS-18 от планеты, вращающейся вокруг неё. Таким образом, колебания яркости светила рассказали исследователям о взаимодействии «горячего юпитера», который крупнее известной нам планеты почти в два раза, и звезды, удаленной от Солнечной системы на две тысячи световых лет.

Космологи зафиксировали синхронизацию их вращения за счет эффекта «приливного захвата» и постоянное сближение планеты и светила. По расчетам ученых, планета активно влияет на скорость вращения звезды, чем усложняет попытки исследователей выяснить её истинный возраст. Звезды имеют особенность замедлять свое вращение по прошествии времени, однако HATS-18 практически не потеряла в скорости, совершая полный оборот за десять дней.

Ученые утверждают, что открытие позволит в дальнейшем глубже изучить эффект «приливного захвата» и его влияние на планеты и звезды.