Биологи РАН классифицировали яды скорпионов

По словам сотрудников Института биоорганической химии, им удалось создать подобную базу пептидных токсинов.

Ученые утверждают, что классификация ядов поможет в их изучении и дальнейшему применению в фармакологии и медицине для лечения различных аутоиммунных заболеваний, онкологий и болезней, затрагивающих мозг. Полное исследование на эту тему опубликовано в специализированном журнале The Journal of Biological Databases and Curation.

С помощью базы, которую биологи назвали Kalium, будет возможно изучить и систематизировать сведения о веществах, способных блокировать калиевые каналы живых организмов. По словам исследователей, информационная база удобна в использовании и идеально подходит, как для фундаментальных, так и для практических исследований и разработке сложнейших лекарственных препаратов.

Ученые утверждают, что в Kalium собраны данные о половине из всех известных пептидных токсинах. Действие подобных ядов распространяется на ионные каналы или, как их еще называют, мембранные белки. Воздействуя на них избирательно, токсин блокирует передачу по нервной системе различных сигналов, отвечающих за жизнедеятельность организма.

Биологи РАН классифицировали яды скорпионов

Однако в базе представлены яды, которые воздействуют именно на калиевые каналы, являющиеся одним из видов мембранных белков.

В информационной базе на данный момент насчитывается сто семьдесят четыре токсина. Каждый – с расчетом молекулярной массы с учётом замыкания дисульфидных связей и приведением эффекта на молекулярную мишень. Существование молекул этих веществ было доказано практически после выделения непосредственно их животных или получения генетическим способом. Исследователи признают, что была проведена большая работа по анализу уже существующих публикаций на эту тему, помимо практических поисков.

Однако работа не заканчивается. Ученые обещают, что Kalium обязательно будет расширяться и дополняться пептидными ядами, действующих по такому же принципу, из пауков, пчёл, и змей, а также различных морских животных.