Какой будет Московская кольцевая железная дорога?
Один из крупнейших транспортных проектов столичного региона - МКЖД - в очередной раз меняет кураторов.
Один из крупнейших транспортных проектов столичного региона - МКЖД - в очередной раз меняет кураторов. Начинаясь как совместный проект ОАО «РЖД» и столичных властей (от РЖД его курировал с 2015 года вице-президент Петр Кацыв), в 2015 году он полностью перешел в собственность Москвы, за что, по словам Кацыва, РЖД получила свыше 3 млрд. рублей. Теперь же строительство МКЖД вплоть до его завершения и запуска движения вместо дептранса будет курировать Департамент строительства Москвы. Об этом сообщила пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства (Стройкомплекса) Москвы со ссылкой на заместителя мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина.
Глава столичного стройкомплекса добавил, что в связи с изменением курирующего департамента, последуют изменения и в составе Совета директоров АО «МКЖД». «В частности, в его состав войдет Владимир Машкин, занимающий сейчас должность заместителя генерального директора ОА «Мосинжпроект». Он - один из наиболее квалифицированных специалистов, исполняющих функции технического заказчика», – отметил М.Хуснуллин.
Какое же «наследство» досталось московскому Депстрою сначала от РЖД, а теперь от столичного дептранса? МКЖД нельзя отнести к проектам с «простой судьбой». Хотя планы по преобразованию «ржавого пояса столицы» (по выражению Петра Кацыва) и по постановке этих территорий на службу городу вынашивались десятилетиями, предметные очертания они приобрели относительно недавно. А «ударными» стали темпы проектирования и строительства только после того, как к руководству Москвой пришел Сергей Собянин, а в структуры РЖД из Московской области был принят опытный аппаратчик Петр Кацыв, на протяжении многих лет занимавшийся транспортной тематикой в столичном регионе и контактами между различными региональными и федеральными структурами.
Напомним, что трудовая биография Петра Кацыва началась в подмосковном «Мостранавто», где он дослужился с должности простого слесаря до руководителя, а затем и до поста министра транспорта Подмосковья, который Кацыв занимал свыше 10 лет. При подмосковном губернаторе Шойгу Петр Кацыв отвечал за связи с федеральными органами власти, по всей видимости не упуская из внимания и транспортную проблематику. В 2014 году биография Петра Кацыва делает вполне логичный поворот - он переходит на должность вице-президента РЖД и включает в сферу своей ответственности развитие всего московского транспортного узла. А это не только проект МКЖД, но и к примеру железнодорожное сообщение с аэропортами, и развитие пригородного пассажирского сообщения с областью.
Применительно к судьбе МКЖД именно роль Петра Кацыва могла оказаться ключевой: опираясь на свой опыт и связи, он смог придать новый импульс этому сложному проекту и разработать схему, по которой его развитие пошло в интересах и РЖД, и Москвы. Можно говорить о том, что Петр Кацыв провел «предпродажную подготовку» проекта, обеспечив выход из него РЖД без снижения набранных темпов строительства.
Де-факто МКЖД – это 54-километровый дублер кольцевой линии московского метрополитена. Идея заключалась в том, чтобы задействовать старые не использующиеся железнодорожные пути, по выражению, подхваченному за Петром Кацывом СМИ, – «ржавый пояс» столицы. Во времена Лужкова идеи по поводу этих территорий выдвигадись самые фантастические - например, всерьёз рассматривался вариант убрать железную дорогу под землю, а сверху осуществить комплексную застройку и проложить очередное автомобильное «кольцо». В итоге, как и предполагал Петр Кацыв, расчистка мест для строительства потребовала сноса четырех тысяч старых строений, в том числе, гаражей, а также реконструкции и совершенствования мостов там, где дорога пересекает реки и другие водоемы, электрификации всей дороги. К моменту прихода Кацыва в РЖД, проект уже окрестили «легким метро», «наземным метро», еще одним «кольцом», которое «стянет» Москву. Однако, «легким метро» МКЖД так и не стало, сохранив свою железнодорожную основу, однако полностью подчинив ее интересам современного города.
Платформы МКЖД будут открытыми, поэтому строителям пришлось позаботиться об антискользящем покрытии. Пока неизвестно, будут ли это противоскользящие покрытия бетона или антискользящие наливные покрытия, но понятно, что они точно будут. На Малом кольце Московской железной дороги будут установлены шумозащитные экраны, которые будут оберегать жилые дома от лишнего шума. Вагоны МКЖД (скорее всего, это будет специальная городская модификация известной «Ласточки») будут оборудованы бесплатным wi-fi, местами для инвалидов, детских колясок и велосипедистов. Предполагается также, что проект улучшит инфраструктуру города, на перспективу застраиваются и благоустраиваются промышленные зоны, прилегающие к новому маршруту.
Проект железной дороги изначально предполагал ее круглосуточную работу. Однако, по уточнению того же Петра Кацыва, зависеть все будет от количества пассажиров. Этой же позиции придерживаются и нынешние кураторы стройки. Предполагается, что в первый год через поезда пройдут 75 миллионов человек.
Еще до запуска дороги москвичей стараются всячески привлечь и заставить ею пользоваться. С непривычки все новое кажется неудобным и даже ненужным, поэтому Москва пытается расположить к транспортному проекту – в первую очередь наиболее консервативную публику (пенсионеров) и наиболее восприимчивую к новому (студентов и учащихся).
Кольцевая железная дорога будет работать для москвичей по внутригородским льготам. Если по федеральному закону право на льготный проезд имеют ограниченное число граждан, то на МКЖД будут действовать те же – социальные карты москвича и студенческие карты. Такое решение принял департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.
Впрочем, как именно Москва распорядится кольцевой железной дорогой уже не забота Кацыва. Со своей задачей разработчика, по предварительным оценкам экспертов, он справился, хотя говорить об окончательном решении транспортных проблем столицы преждевременно.
Петр Кацыв: досье
Родился в 1953 году на Украине. В 1975 году окончил Московский автомобильно-дорожный институт. Работал инженером Химкинской пассажирской автоколонны по безопасности движения. Пришел на должность инженера в «Мострансавто», и в конце концов возглавил предприятие. В 2001 году Петр Кацыв назначении на пост министра транспорта Московской области, на котором оставался более десяти лет. В 2012 году уже при новом губернаторе Сергее Шойгу стал министром Главного управления Московской области по связям с органами государственной власти. Ныне является доктором технических наук, заслуженным работником транспорта РФ, с 2014 года – вице-президентом ОАО «Российские железные дороги».
13:10 Сегодня