ДЫМ БЕЗ ОГНЯ

ДЫМ БЕЗ ОГНЯ

Как Росавиация аттестовывает в аэропортах пожарных, которые никогда не видели пожара.







aviaglobus.ru/2019/11/22/dym-bez-ognya/

Авиационные происшествия всегда вызывают резонанс в обществе и приковывают внимание ко многим аспектам, связанным с безопасностью полетов. Аварии и катастрофы самолетов надолго становятся основной темой для большого числа СМИ, которые раскрывают многие детали и нюансы таких событий и вовлекают широкий круг профессионалов и обывателей в их обсуждение.

Редакция «Авиаглобус» предпочитает исследовать важные вопросы, возникающие при детальном анализе авиационных событий, углубленно, без лишних эмоций и хайпа.

Вглядываясь снова и снова в наполнившие Интернет кадры аварии Боинга 737 в Сочи в сентябре 2018, катастрофы Ан-24 в Нижнеангарске в июне 2019 и конечно катастрофы Суперджет 100 в Шереметьево в мае 2019, многих не покидает чувство некоторой беспомощности аварийно-спасательных служб аэропортов перед событиями, к которым они вообще говоря должны быть готовы.

В Сочи пожарные не смогли вплотную приблизиться к аварийному самолету, который оказался практически за забором аэропорта. Только по счастливой случайности там никто не погиб, кроме руководителя аварийно-спасательных работ, сердце которого не выдержало в стрессовой ситуации.

В Бурятии прибывшая пожарная машина сначала поливала начавший гореть самолет водой из лафетного ствола, а затем пожарные еще долго заливали его ручными стволами. Но почему на кадрах нет пены – основного средства тушения самолетов, это большой вопрос!

В аэропорту Шереметьево, который обладает современной техникой и достаточным количеством персонала, действия пожарных расчетов тоже вызывают много вопросов.

Можно еще вспомнить вопиющий случай в Сургуте в январе 2011, когда Ту-154 загорелся только вырулив с перрона и носившиеся вокруг него пожарные так и не смогли ничего сделать, пока он полностью не сгорел.
Сравнивая все эти события с действиями аварийно-спасательных служб во всем мире, об одном характерном примере мы в частности писали в статье «05.05.2019 SSJ-100, когда цена минут и секунд – человеческие жизни… А был ли шанс?», напрашивается вывод, что проблема носит системный характер… и корень этой проблемы, как всегда, нужно искать «с головы».

Как это должно работать?

В каждом аэропорту должна быть аварийно-спасательная служба. Основу такой службы составляют пожарные, которые должны быть соответствующим образом подготовлены и аттестованы. Сама служба тоже регулярно проверяется и аттестовывается Росавиацией.

Требования к аттестации всех аварийно-спасательных служб едины и прописаны в Положении о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утверждены в постановлении Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1091.

Согласно этому положению, для того чтобы аварийно-спасательная служба могла быть аттестована, она должна иметь соответствующую структуру, спасателей, оснащение, место для несения дежурства и место для профессионального обучения (подготовки) спасателей и еще много чего. В свою очередь, для аттестации на статус спасателя гражданин должен быть здоров, должен выполнить нормативы по физической подготовке и, что наиболее важно, пройти профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей. Следует очень внимательно отнестись к упомянутому термину «профессиональное обучение» и вот почему.

Порядок профессионального обучения установлен статьей 73 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Профессиональное обучение существенно отличается от, например, дополнительного профессионального образования, которое осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Такие профессии как «пожарный» или «спасатель» относятся к рабочим профессиям и осваивать или повышать квалификацию по таким профессиям можно только в форме профессионального обучения. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение и куда входит, в том числе «пожарный», утвержден отдельным приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. № 513.

Принципиальным отличием профессионального обучения также является то, что оно завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена, который независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу. Например, для получения квалификации водителя пожарного автомобиля после прохождения профессионального обучения слушатель сначала сдает теорию, а затем (при положительном результате) допускается до практической части экзамена, где оцениваются:умение работать со средствами связи, установленными на пожарном автомобиле; умение работать со специальными агрегатами; навыки вождения пожарного автомобиля и другие навыки.

Как Росавиация аттестовывает в аэропортах пожарных, которые никогда не видели пожара.
Как происходит обучение пожарных в аэропортах России?

Редакция издания «Авиаглобус» проверила информацию, размещенную на официальном портале государственных закупок zakupki.gov.ru – В 2018-2019 годах аэропорты заказывали обучение работников своей ведомственной пожарной охраны в основном в одном месте, в частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Центр подготовки руководящего состава гражданской авиации» (ЧОУ ДПО «ЦПРС ГА»). В некоторых случаях закупки образовательных услуг у данного учреждения проводились у как единственного поставщика. При этом, и в названии, и в лицензии данного учреждения четко указано, что оно осуществляет только то самое дополнительное профессиональное образование, т.е. подготовку по программам, которые не являются профессиональным обучением и не могут являться основанием для последующей аттестации слушателей в качестве спасателей.

И если при профессиональном обучении в соответствии с законом, как мы уже упомянули выше, слушатель должен был сдать практическую часть, то в ЧОУ ДПО «ЦПРС ГА» можно пройти переподготовку на пожарных или периодическую подготовку пожарных (КПК) – дистанционно (так называемая форма on-line). Вдумайтесь – первоначальную подготовку новый сотрудник аварийно-спасательной службы аэропорта может пройти по Интернету, и такая подготовка может быть использована в качестве первоначальной подготовки при прохождении первичной аттестации… об этом прямо написано на сайте данного учреждения.

При этом само образовательно учреждение ничего не нарушает, оно действует строго в рамках закона об образовании. Равно как и аэропорт вправе обучать за свои деньги кого угодно, где угодно и чему угодно. Кто же допускает такую возможность, чтобы в аэропортах работали лица, аттестованные на статус спасателя, которые никогда не видели пожара самолета и не тушили его? – Это Росавиация и ее территориальные управления, которые и осуществляют функцию по аттестации спасателей аэропортов на основании утвержденного Правительством положения!

А теперь добавьте к этому ситуацию с подготовкой пожарных в самих аэропортах.

Даже согласно устаревшим требованиям в каждом аэропорту должен быть специальный полигон, который позволяет отрабатывать тушение пожара разлитого топлива, двигателя и шасси самолета. Размер такого полигона согласно устаревшим действующим требованиям 200 кв. м., что существенно меньше размеров возможного пожара даже для самолетов Боинг 737 и Суперджет 100, что уж говорить о широкофюзеляжных самолетах, где пожар в критической зоне может быть площадью до 1500 кв.м.

И даже с таким старыми советскими полигонами беда! В Нижнеангарске, где сгорел Ан-24, его нет вообще, в Сочи он расположен рядом с аварийно-спасательной станцией между ВПП, т.е. реальный огонь там практически не используется, а в Шереметьево полигон снесли в ходе масштабных реконструкций терминалов и так до сих пор и не построили. Возможно, именно поэтому аварийно-спасательная служба Шереметьево не справилась с пожаром Ил-96 в 2014 году, который загорелся без пассажиров и почти полностью выгорел. Тогда, за 5 лет до трагедии с Суперджетом, никто не пострадал. Но и никто не услышал тревожный звонок.

Росавиация на все это закрывает глаза продолжая выдавать свидетельства об аттестации аэропортам, у которых нет полигонов и негде тренироваться и продолжает выдавать книжки спасателей людям, не видевшим пожаров и не имеющих практического опыта. А вместе с Росавиацией «спит» и МЧС России, которое должно проверять все документы, поданные Росавиацией для оформления Свидетельства об аттестации аэропортам.

Вот такой вот дым, созданный Росавиацией и скрывающий плачевную ситуацию с подготовкой персонала аварийно-спасательных служб аэропортов. Ситуацию, которую можно рассмотреть лишь когда загорается реальный самолет.

P/S:

Для обеспечения объективности сделанных выводов редакция «Авиаглобус» обратилась в Росавиацию и МЧС России с вопросами, затронутыми в статье, до её публикации. Комментировать ответы государственных органов не имеет особого смысла, т.к. в их ответах слишком много воды за отсутствием аргументов, но всё же хотим поделиться этим со всеми…

– Нас удивил ответ Росавиации, которая оправдывает собственные действия отсутствием профстандартов для профессии «спасатель», ссылается на приказы Минобрнауки России, которые не имеют никакого отношения к профессии «спасатель», и которая указывает на якобы ошибки редакции, не понимая разницы в терминах «квалификация» и «профессия» и, вероятно, не зная о существовании постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 года N 876 «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», которое распространяется на юридические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований.

– Ответ МЧС России лишь подтверждает, что все описанное в статье происходит с ведома МЧС России и при его участии.

11:17 Сегодня

Другие новости по теме:
Что вы об этом думаете?
ВКонтакте
Смотрите также:
Интересные статьи

Главные новости

Новости партнеров