Некоторые аспекты внедрения ФГОС СПО – 4

Некоторые аспекты внедрения ФГОС СПО – 4

В данной статье рассматриваются вопросы внедрения ФГОС СПО – 4, соотношение требований профессиональных и образовательных стандартов при подготовке специалистов среднего профессионального образования.







С 2011 года среднее профессиональное образование развивается в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения, определяющие требования которого предъявляются не к содержанию, а к результатам освоения образовательных программ. В основе этих стандартов - модульно-компетентностный подход, обеспечивающий взаимодействие между сферами труда и образования. Реализация образовательных стандартов требует серьезной перестройки деятельности всей системы среднего профессионального образования, переосмысления его ценностей, целей, содержания и технологий, обновления сознания участников образовательного процесса. Несмотря на небольшой срок, прошедший с момента утверждения федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, на сегодняшний день сложились экономические и социокультурные условия, позволяющие модернизировать методологию стандартизации профессионального образования [1].

В настоящее время перед образовательными организациями СПО, поставлена задача обновления содержания образования и повышения уровня подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда, профессиональных стандартов и в соответствии с классификациями обобщенных трудовых функций, легитимных систем сертификации квалификаций и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Пересмотр содержания образования, появление вместо знаний и умений новых понятий: «общих» и «профессиональных» компетенций, «профессионального   опыта», отражается  на деятельности преподавателей среднего профессионального образования, побуждает их искать пути решения поставленной задачи.

В настоящее время образовательные организации среднего профессионального образования изучают положения проекта Концепции, и подчас возникает вопрос о целесообразности разработки нового стандарта.

Проект Концепции ФГОС четвертого поколения был опубликован в октябре 2014 г. Разработка ФГОС СПО – 4 необходима как шаг к сближению профессионального образования и рынка труда. Модернизация национальной системы квалификаций открывает дополнительные возможности для решения проблем качества профессионального образования, поскольку требования работодателей становятся более четкими, ориентированными на требования, предъявляемые к квалификации специалиста, при этом ФГОС СПО – 4 ориентирован на требования к результатам образования [2].

Актуальность разработки и введения ФГОС СПО – 4 направлена на объединение требований профессиональных стандартов и образовательных стандартов и объясняется тем, что стандарты будут разрабатываться не по специальностям и профессиям, а по направлениям подготовки, объединяющим профессии и специальности по принципу общности общепрофессиональных компетенций. Обновление стандартов в профессиональном образовании предопределено системными изменениями в методологии профессионального образования [1]. В настоящее время эти изменения отражают сущность новой образовательной парадигмы «образование через всю жизнь». Данная методологическая основа направлена на реализацию потребностей государства и общества в специалистах, имеющих не только качественную профессиональную подготовку, но и способных самостоятельно определять задачи личностного и профессионального развития, заниматься самообразованием, планировать повышение своего квалификационного уровня.

Федеральный государственный образовательный стандарт четвертого поколения не будет задавать соотношение «теория / практика», тем более что Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [3] это не предусматривается. Такое соотношение зависит от особенностей профессии или специальности, оснащенности учебного процесса, применяемых образовательных технологий, контингента обучающихся и прочих условий. Значит, оно должно устанавливаться применительно к конкретной образовательной программе и в разных образовательных организациях может существенно отличаться. Проект Концепции расширяет возможности образовательных организаций среднего профессионального образования в области формирования основных образовательных программ, соотношения объёма часов и сроков реализации программ учебной и производственной практики [2].

Такой подход может привести к нарушению единства образовательного пространства РФ.  Следовательно, возникает необходимость в разработке общих рекомендаций по распределению часов вариативной части для всего образовательного пространства. Эти рекомендации должны носить обязательный характер, для того чтобы исключить дублирование дидактических единиц дисциплин и МДК.

Но вызывает опасение неготовность преподавателей и студентов к иному соотношению аудиторной и самостоятельной нагрузок обучающихся, аудиторной (при непосредственном участии педагога) и самостоятельной 75% / 25%. Основной задачей преподавателя при таком соотношении становится структурирование, подготовка и анализ учебного процесса, меняется роль педагога, когда он выступает в роли модератора учебного процесса при работе со студентами, но главной проблемой остаётся,  каким образом осуществляется контроль самостоятельной работы студентов.

Также перед педагогическим сообществом стоит проблема преемственности образовательных программ колледжа и вуза. Для этого проект Концепции предлагает сделать идентичными названия направлений подготовки СПО и бакалавриата, что облегчит работу по систематизации основных профессиональных образовательных программ колледжей и вузов.

Представляется необходимым при внедрении ФГОС СПО четвёртого поколения обеспечить постепенный переход на новые стандарты на основе научного методического оснащения, с привлечением заинтересованных участников образовательного процесса и изменением роли работодателей. Всё это может обеспечить высокое качественное развитие среднего профессионального образования.

Исходя из представленного выше, миссия федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» заключается в обеспечении единства образовательного пространства Российской Федерации; преемственности основных образовательных программ и вариативности их содержания, учета требований рынка труда, удовлетворения образовательных потребностей и способностей обучающихся – в целом, государственных гарантий уровня и качества среднего профессионального образования.

Список литературы:
Блинов, В.И. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения (проект). [Электронный ресурс] / В.И. Блинов, О.Ф. Батрова, Е.Ю. Есенина, А.А. Факторович — Режим доступа: www.scienceeducation.ru/119-15137

Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения (проект) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.firo.ru/?p=16910
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: 273-фз.рф/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g

© И.Г. Жуйкова, Ю.А. Савищенко, И.А. Трушкина, 2016

03:53 Сегодня

Другие новости по теме:
Что вы об этом думаете?
ВКонтакте
Смотрите также:
Интересные статьи

Главные новости

Новости партнеров