Развитие критического мышления у студентов колледжей

 Развитие критического мышления у студентов колледжей

В данной статье рассматриваются вопросы развития критического мышления современной молодежи, раскрываются психологические и философские  понятия термина «мышление».







В 2002 году была принята концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. С этого момента, можно считать начинается модернизация образовательной системы в России, предпринимаются системные попытки изменить традиционное образование, предлагается иное (отличное от классического) содержание, подходы, взаимодействие педагога и обучающегося в образовательном процессе. Причина этих процессов кроется в неспособности существующей образовательной системы отвечать на вызовы современного информационного, высокотехнологичного мира. Меняется среда существования и деятельности человека и соответственно сам человек, и эти изменения происходят очень быстро, так Р.М. Грановская отмечает, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз [4]. Это приводит к тому, что современная молодёжь сегодня воспринимает информацию очень быстро и в другом объёме. Современная молодёжь вынуждена приспосабливаться к быстрому, изменяющемуся потоку информации и как следствие формируется новый тип восприятия информации (клиповость).

В результате такого восприятия появляются другие способы переработки информации, поддерживаемые информационно-коммуникационными средствами и технологиями. Возникает потребительское отношение к информации: человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых, усиливается желание искать цепляющие заголовки и «вирусные» ролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии, «лайкать» и так далее. На сегодняшний день информация легко и широко доступна потребителю, в результате чего создается риск формирования у молодых людей некритичного отношения к ней, не развивается культура выбора информации. Молодые люди, не до конца осмыслив, поверхностно проанализировав одну тему, переходят к потреблению другой, воспринимают мир не целостно, a кaк последовательность почти не связанных между собой событий.

Современный технологичный мир накладывает негативный отпечаток на интеллектуальное развитие молодёжи.  Они не могут анализировать ситуацию, воспринимают  информацию частично, образно, становятся подвержены влиянию информационных потоков, манипулирующих и влияющих на действия человека, вследствие чего падает качество знаний, снижается уровень успеваемости, мировоззрение формируется с задержкой или не формируется совсем.

В условиях современного обществa меняются цели и задачи среднего профессионального образования: на первый план выдвигается воспитание всесторонне развитой личности обучающегося, развитие его интеллекта, способность самостоятельно мыслить, проявлять элементы творчества, аргументировано доказывать свою точку зрения, опираясь не только на факты, но и на проанализированную полученную информацию.

Целью нашего исследования является поиск педагогических условий, направленных на развитие у студентов критического мышления.

На наш взгляд, именно способность критически мыслить определяет мировоззрение и характер человека, а самое главное, делает его личностью способной иметь своё собственное мнение.

Человек, умеющий мыслить критически, то есть комплексно, способен гармонично и всесторонне развиваться в современном высокотехнологичном мире.

Мышление определяется, как один из познавательных, психических процессов человека, цель которого состоит в том, чтобы узнать о мире нечто, непостижимое  непосредственному восприятию с помощью, данных человеку от природы, органов чувств, или познанию при помощи иных психологических процессов. Когда, например, человек при помощи своих ощущений узнает обыденные свойства окружающего мира или, когда он с помощью восприятия узнает о том, как устроен окружающий его мир, воспринимая его в виде отдельных предметов и явлений — это, по определению, не будет мышлением, так как данные познавательные процессы предоставляют человеку непосредственные знания. Если человек что-либо извлекает из памяти, мы имеем дело с теми знаниями, которые уже приобретены человеком и, следовательно, мыслительный процесс не запускается, здесь речь идет о памяти. Мышление открывает для нас еще не доступные знания, которые иначе, кроме как механизма  мышления, получить невозможно.

Р.С. Немов объясняет понятие мышление с разных сторон.

С одной стороны, мышление – это процесс опосредствованного познания человеком действительности. Это высказывание следует понимать так: имея дело с мышлением, человек для получения нужных ему знаний каждый раз использует не только органы чувств, но и какие-либо специальные средства [1].

С другой стороны, мышление — это процесс обобщенного познания человеком действительности, то есть получения общих представлений о ней на уровне понятий. Это высказывание надо понимать так: те знания, которые человек приобретает в результате мышления, не представляют собой конкретные знания всевозможных частных свойств воспринимаемых предметов и явлений. Это — знания о самом главном и существенном, что характеризует соответствующие явления и предметы и содержится в них [1].

В энциклопедии эпистемологии и философии науки мышление рассматривается как процесс работы над  проблемой, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к формированию поставленных задач и получению результата. Мышление предполагает активную конструктивную деятельность по реструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование и дополнение [3].

Данное определение является основополагающим для нашего исследования, мы предполагаем, что запуск механизма мышления возможен только тогда, когда перед субъектом ставится проблема, переходящая в  задачи, требующие решений, и поставленная проблема принимается субъектом, становится для него значимой.
Основным признаком развитого критического мышления является умение находить разрывы в своём сознании и сшивать их [6].

Развитие критического мышления у современной молодёжи можно развивать современными способами и методами, отвечающими требованиям сегодняшнего дня и делая «задел на будущее».

В ходе нашего эксперимента мы выявили показатели, по которым мы будем фиксировать уровень развития критического мышления у студентов колледжа посредством создания необходимых педагогических условий, соответствующих концепции современного мира.

Мы предполагаем, что основополагающими показателями критического мышления студента среднего профессионального образования являются:

-  способность выражать свои мысли понятно для других;
-  независимость мышления от авторитета автора;
- опираться в своих выводах на конкретные факты, использовать формальную логику;
-  учет взглядов оппонентов, способность изменить свою точку зрения под воздействием более убедительной точки зрения своего оппонента.

При фиксировании уровня развития критического мышления данные показатели учитываются независимо друг от друга, они не имеют между собой никакой прямой взаимосвязи.

Необходимым условием развития критического мышления является соответствие учебной информации представленным выше показателям. Обозначим педагогические условия, развивающие критическое мышления у студентов колледжа. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность мер педагогического воздействия и возможностей учебно-образовательного пространства.

В нашем исследовании педагогические условия призваны обеспечить определенные педагогические меры воздействия на развитие личности обучающихся, влекущее, в свою очередь, повышение показателей для фиксирования уровня развития критического мышления.

Нами выделены следующие педагогические условия:

-  учитывая характер современной молодёжи педагог выстраивает занятия в рамках сотрудничества, а именно не навязывает свои мысли, идеи, формирует ценности совместной деятельности, такие как толерантность, уважать себя и своих одногруппников, умение тактично и грамотно доказывать  своё мнение, умение оппонировать,  умение принять более убедительную точку зрения.

- мы полагаем, что механизм мышления носит проблемный характер, следовательно, чтобы запустить механизм мышления, необходима постановка проблемы в образовательном процессе. При этом нужно отчётливо понимать, что проблему нужно обозначать таким образом, чтобы она была принята, присвоена участниками образовательного процесса. Принятая проблема переходит в задачи, параметры решения, которых задаёт педагог таким образом, чтобы они были направлены на развитие критического мышления у обучающихся.

- учитывая клиповое восприятие современной молодёжи, психологические особенности, которые заключены в том, что молодые люди любят получать результат любой деятельности, в том числе учебной быстро, приветствуют игровые формы проведения занятий, соответственно при разработке дидактических материалов можно использовать различные продукты культуры и науки, в которых запечатлена и закодирована различная информация. Перечислим основные, которые можно рассматривать в ходе учебного процесса:

- Тексты (книги, статьи, стихи, поговорки, слоганы);
- Факты (научные и ненаучные);
- Мифы, легенды, сказки;
- Электронные сайты;
- Компьютерные игры;
- Реклама;
- Фильмы, мультфильмы.

На сегодняшний день эффективно  использовать визуализированную информацию: сайты, рекламу, видеоролики, мультфильмы, фильмы. Важно найти соответствующий тематике занятия яркий, насыщенный информацией фрагмент, сформулировать вопросы или выделить проблему. При составлении такого рода заданий нужно учитывать индивидуальные особенности развития обучающихся:  целесообразно составлять разноуровневые по сложности,  задания, при этом решив более простое задание, обучающийся может перейти к выполнению более сложного.  В ходе выполнения заданий педагог обозначает требования к их выполнению таким образом, чтобы они соответствовали показателям, фиксирующим развитие критического мышления. Не мало важно, чтобы с данными показателями были ознакомлены студенты, им была представлена возможность оценивать себя, учитывая эти показатели, сравнивать свою оценку с оценкой преподавателя, могли прослеживать собственную динамику развития показателей. Такая открытость позволяет студентам критично оценивать свои умения: умение понятно выражать свои мысли для других, умение мыслить независимо от других, умение строить выводы аргументировано, умение принять более убедительную позицию оппонента.

Развитие критического мышления обучающихся  в современном учебном процессе возможно, если создано интеллектуальное пространство, в котором помещены предметы критического мышления, правильно подобраны методы подачи информации, грамотно поставлены задачи, направленные на развитие критического мышления.

08:08 Сегодня

Другие новости по теме:
Что вы об этом думаете?
ВКонтакте
Смотрите также:
Интересные статьи

Главные новости

Новости партнеров