Ваш город:
Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербург
23.03.2017 11:17

Предписание Государственной жилищной инспекции Санкт Петербурга в отношении ЖСК-984 по адресу: Санкт Петербург, Морская набережная, дом 45 о приведении в соответствие Устава действующему жилищному законодательству было признано законным

Предписание Государственной жилищной инспекции Санкт Петербурга в отношении ЖСК-984 по адресу: Санкт Петербург, Морская набережная, дом 45 о приведении в соответствие Устава действующему жилищному законодательству  было признано законным

Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга (далее – Инспекция) на основании требования Генеральной прокуратуры РФ и по обращению собственников МКД по адресу: Морская набережная, дом 45, проведена внеплановая документарная проверка соответствия Устава ЖСК-984 действующему жилищному законодательству, по результатам которой выдано предписание, предусматривающее шестимесячный срок для устранения допущенных нарушений.

ЖСК-984 не согласился рядом пунктов предписания и обжаловал предписание в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В пункте 3 предписания ГЖИ отражено, что согласно пункту 1.7 Устава ЖСК не имеет ограничений по сроку деятельности, если число его членов обладает количеством голосов, превышающим пятьдесят процентов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации ЖСК в случае, если его члены не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. В случае непринятия такого решения ЖСК подлежит ликвидации в судебном порядке. Это положение Устава противоречит статье 123 и части 1 статьи 112 Жилищного кодекса РФ.

В пункте 4 предписания воспроизведен пункт 4.2 Устава: членство в ЖСК возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления, поданного в правление, о вступлении в ЖСК. Правление принимает решение о приеме собственника в члены ЖСК. Этот пункт Устава, как сочла Инспекция, противоречит части 2 статьи 121 Жилищного кодекса РФ.

Согласно пункту 5 предписания выявлено несоответствие статье 130 Жилищного кодекса РФ пункта 4.3 Устава, согласно которому членство в ЖСК прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов и/или с момента прекращения права собственности члена ЖСК на помещение в многоквартирном доме.

В пункте 8 предписания указан пункт 8.15 Устава: «Количество голосов, которым обладает член ЖСК, на общих собраниях (очных и заочных) пропорционально доле принадлежащих ему помещений. Доля определяется в квадратных метрах общей площади принадлежащих члену ЖСК помещений. При определении количества голосов, которым обладает собственник квартиры, возможно деление общего метража квартиры на 10 с последующим округлением до целого числа. Допускается по решению собрания вести подсчет голосов по принципу: одна квартира - один голос. В случае если подсчет голосов по такому принципу дает результат близкий к 50%, то по решению собрания голоса пересчитываются, исходя из метража общей площади помещений» как противоречащий части 1 статьи 117 Жилищного кодекса РФ.

В пунктах 10 и 11 предписания приведены пункт 9.5 Устава: «Председателем правления ЖСК является Председатель ЖСК, избранный на общем собрании членов ЖСК» и пункт 10.3 Устава: «Председатель ЖСК избирается из числа членов ЖСК общим собранием его членов на срок два года» и указано на их несоответствие части 1 статьи 119 Жилищного кодекса РФ.

Согласно пункту 12 предписания пункт 13.3 Устава: «Ликвидация ЖСК осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством, в том числе по решению общего собрания в случае, если его члены не обладают более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников в многоквартирном доме» противоречит части 1 статьи 112, статье 123 Жилищного кодекса РФ и статье 61 Гражданского кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2016 в удовлетворении заявления ЖКС-984 о признании недействительным предписания Инспекции отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2016 указанное решение арбитражного суда первой инстанции изменено, пункты 3 и 12 предписания Инспекции признаны недействительными.
Не согласившись с постановлением суда второй инстанции Инспекцией и ЖСК-984 были поданы кассационные жалобы.

Арбитражным судом Северо-Западного округа от 20.02.2017 кассационная жалоба Инспекция удовлетворена. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2016 в части признания недействительным пунктов 3 и 12 предписания отменено, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2016 об отказе в признании недействительным предписания оставлено в силе, кассационная жалоба ЖСК-984 оставлена без удовлетворения.

Суд кассационной инстанции признал доводы кассационной жалобы Инспекции правомерными, указав при этом следующее.

В силу требований статей 112, 123 Жилищного кодекса РФ и статьи 61 Гражданского кодекса РФ обязательное обладание членами кооператива голосами, превышающими 50% от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, не является юридическим фактом, с которым закон связывает правосубъектность кооператива, его способность быть участником гражданского оборота. Соответствующее прекращение правоотношений ввиду ликвидации кооператива по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или по решению суда противоречит нормативным требованиям, охраняющим интересы меньшего числа членов кооператива (пять и более). Эти нормативные требования позволяют сохранить кооператив как юридическое лицо, которое поначалу инициировало, а затем может продолжать и развивать деятельность в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом (несмотря на последующее изменение состава, количества собственников). В связи с этим общий порядок ликвидации жилищного кооператива (статья 123 Жилищного кодекса РФ, статья 61 Гражданского кодекса РФ) не может быть дополнен посредством пунктов 1.7, 13.3 Устава.

Кроме того, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для применения в связи с этим по аналогии части 2 статьи 141 Жилищного кодекса РФ (ликвидация товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме), поскольку правовой статус товарищества собственников жилья отличается от правового статуса жилищного кооператива, отождествление соответствующих организационно-правовых форм не допустимо.


Другие новости по теме:
Что вы об этом думаете?
ВКонтакте
Facebook
Смотрите также:
Интересные статьи

Новости партнеров

Загрузка...