Какие существуют виды мошенничества и как на них не попасть
В статье описываются наиболее часто встречающиеся виды мошенничества, даются рекомендации как с ними бороться.
Способов мошенничества с каждым годом становятся больше и больше. Чаще всего от них страдают пожилые люди, они оказываются более беззащитными перед изощренными аферистами.
Сотрудники нашего охранного предприятия, часто сталкиваются с такими нечистоплотными людьми и в этой статье расскажут, как их можно распознать.
Рассмотрим самые распространённые схемы обмана
Ненастоящие сотрудники ЖЭКа, водоканала, газовщики и прочие специалисты.
Мошенники обходят квартиры, представляясь работниками газовых служб, сантехниками из ЖЭКа, страховщиками и прочими специалистами. Осуществляют проверку плит, труб, окон и прочего. И непременно находят неисправность, и предлагают устранить поломку или установить дорогостоящий прибор, например, счетчик или газовый анализатор, чтобы он отреагировал на утечку и помог избежать возгорания или взрыва.
Если жилец соглашается на установку прибора, то в дальнейшем выясняется, что он бесполезен. Проверка может также закончиться ограблением квартиры.
Важно предупредить близких людей, ни в коем случае не открывать дверь таким специалистам.
Любая проверка должна быть согласована с управляющей компанией, которая предупредит жильца о приходе специалиста. Часто если дом под охраной, мошенники обходят его стороной, ведь их будет легче потом опознать.
СМС о зачислении денежных средств на телефон или банковскую карту
На телефон потенциальной жертвы приходит смс с неизвестного номера о зачислении суммы, чаще всего небольшой. Через пару минут с другого номера приходит смс о том, что человек ошибся и случайно внес деньги не на тот номер, и просит вернуть эту сумму. Здесь идет расчет на невнимательность.
Обязательно нужно проверять, с какого номера поступило смс о зачислении денежных средств. Если номер короткий и похож на банковский, то необходимо проверить счет карты, было ли на нее, действительно, поступление.
Заблокирована карта или сомнительный перевод
Аферисты присылают смс, в котором сообщают, что: либо карта клиента заблокирована, либо с нее совершен сомнительный перевод.
Чтобы снять блокировку с карты или отменить перевод, нужно позвонить по указанному номеру.
Звонок по указанному номеру чаще всего оказывается платным или мошенники выпытывают данные карты, включая cvc код.
Не всегда такие смс приходят с незнакомых номеров, бывает, что обманщики имитируют номер банка. К примеру, известный всем номер Сбербанка 900 можно подделать на 9оо или 9ОО.
Получив такое смс нужно взять свою карту и набрать номер на обороте. Сотрудники банка проверят информацию.
Взлом аккаунта в социальных сетях
Мошенники взламывают аккаунт обычного человека и всем его друзьям, имитируя манеру общения в сообщениях, отправляют просьбу перечислить в долг некоторую сумму.
Молодежь уже фактически не реагируют на такую схему обмана, а вот пожилые люди чаще всего оказываются более отзывчивыми и перечисляют обманщику деньги.
Никогда нельзя перечислять средства на основе переписки. Обязательно нужно звонить другу и задавать, казалось бы, неудобный вопрос – нужны ли ему и правда деньги.
Обманы на сайтах Авито, Юла
Человек выставляет новый или б/у товар на интернет-площадке, к примеру, Авито или Юла. Далее ему поступает звонок или сообщение от потенциального покупателя с просьбой отложить товар или отправить курьерской доставкой.
Если продавец соглашается, то покупатель запрашивает номер карты и ее данные для перевода денежных средств, затем мошенник говорит, что для зачисления суммы ему нужен код из смс продавца. А затем с карты списываются все денежные средства.
Важно помнить, что ни в коем случае нельзя сообщать личные данные посторонним людям.
Мошенничество на сайтах-зеркалах
Преступники создают зеркальные сайты банков, пансионатов, интернет-магазинов, касс продажи авиа и железнодорожных билетов. Самое интересное, что эти сайты-подделки в большинстве случаев при запросе в поисковике выходят в первых строчках. И человек, не заподозрив обмана, совершает там покупку или вводит свои данные в личном кабинете банка. Товара и услуги он, конечно, в итоге не получит, а вот деньги с карты спишут.
Понять, что сайт ненастоящий довольно сложно. Мошенники полностью копируют дизайн оригинального интернет-ресурса.
Как не попасться на обман?
На сайте-клоне банка при входе и вводе личных данных чаще всего выскакивает сразу сообщение о технической проблеме и просьбе перезайти на сайт. Рекомендуется незамедлительно связаться с технической поддержкой банка.
С фишинговыми сайтами магазинов, агрегаторов по продаже билетов, гостиниц и прочего сложнее. Здесь необходимо быть очень внимательными. Билеты рекомендуется брать на официальных сайтах перевозчиков. А производить брони отелей и оплачивать их только после детального изучения сайта или через проверенных посредников, таких как Букинг, Агода и прочие. Сайт подделку брендового магазина можно проверить так: зайти в раздел отзывы и попытаться оставить там свой. Обычно программа не дает этого сделать.
Попасться на удочку мошенника может любой. Необходимо быть бдительными самим и предупреждать близких о новых способах мошенничества.
Не стесняться перепроверять информацию, полученную от друга в интернете или с незнакомого номера. Аферисты полагаются на предсказуемость человеческого поведения. Сюжет определен изначально. Основной задачей в борьбе с обманщиками является изменение сценария, чтобы все пошло не по их плану.