Адвокат Андрей Тындик об иске к Сергею Бугаеву-Африке

Адвокат Андрей Тындик об иске к Сергею Бугаеву-Африке

Понятно, что постсоветские люди, – рассказывает адвокат Андрей Петрович Тындик, – не привыкли оформлять сделки в письменном виде. Естественно, не составляли никаких документов на владение тем или иным предметом. В андеграундной среде это было не принято.



Рассматривая иск «новых художников» к Сергею Бугаеву-Африке, адвокат уточняет: новые художники на самом деле – старые. Их творчество уходит корнями в восьмидесятые, последнее поколение ленинградского андеграунда.

Рок-клубы, неформальные объединения художников. Восторг и полет творческой мысли не оставляли времени для бытового устройства. Живописцы рисовали мультфильмы, снимались в кино, делали театральные постановки, устраивали перформанс. Их искусство «самовозникает», растет на вольной воле, как трава, как листья на деревьях. И так же, с легкостью, без отягощения творцы раздают свои полотна. Они остаются на месте выставок, в частных квартирах, в культурных объединениях, которые возникали без всякого труда и также перетекали из одного в другое. Жизнь была достаточно буйная – напасть на след полотен непросто, документальных свидетельств этому нет.

– Понятно, что постсоветские люди, – рассказывает адвокат Андрей Петрович Тындик, – не привыкли оформлять сделки в письменном виде. Естественно, не составляли никаких документов на владение тем или иным предметом. В андеграундной среде это было не принято.

Четверо представителей неформального объединения «Новые художники» решили вернуть те картины, которые они считали своими. 30 лет назад они их легко рисовали, передавали, просто оставляли, дарили, а сейчас захотели получить обратно то, чем так бездумно распорядились в свое время. Андрей Тындик рассказывает:

– Художники вовсе были никому не известны на тот момент. Как собственно и сейчас не особенно известны. Да и Сергей Бугаев не пользовался особой популярностью. Передача осуществлялась простым путем из рук в руки. Так же, как на дне рождения дарят какие-то подарки. Никто же не идет к нотариусу составлять договор дарения!

Спустя годы, Бугаев приобрел вес и авторитет, провел несколько успешных выставок, а его коллеги «новохудожники» по-прежнему оставались в своем узком творческом кругу. Безмолвно наблюдать за активностью собрата им оказалось не по силам, у художников проснулась память. В выставленных картинах они признали свои работы. Суд первой инстанции признал их право собственности. «Но городской суд встал на сторону Бугаева, – рассказывает Андрей Тындик, – и признал, что слишком много прошло времени от того момента. И закрепил за ним картины».

Как ни грустно признавать, но истинная причина обращения в суд, скорее всего кроется в том, чтобы использовать удачно сложившуюся ситуацию в качестве пиара: сделать себе имя на имени известного человека. Как в той басне про овода и вола: и мы пахали. Это очень важный юридический момент в категории защиты авторских прав.

– Это очень важный прецедент, – комментирует решение городского суда адвокат Тындик. – Если бы этого не случилось, то рынок предметов, оборот которых никак не оформлялся в восьмидесятые годы, мог бы быть подвергнут жесткой ревизии. Сейчас могло бы быть десятки исков на эту тему.

Право собственности на все картины было признано за Сергеем Бугаевым «Африкой».

Фото адвоката Андрея Тындика

Фото адвоката Андрея Тындика


Другие материалы по теме:
Что вы об этом думаете?
ВКонтакте
Смотрите также:

Главные новости

Новости партнеров