Ваш город:

Новый ФГОС (НОО и ООО) 2019-2020 какие изменения планируются в рабочие программы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класс - последние новости

Новый ФГОС (НОО и ООО) 2019-2020 какие изменения планируются в рабочие программы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класс - последние новости

Плановое реформирование системы образования Российской Федерации подразумевает принципиальное обновление федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования на 2019-2020 год. О том, когда и какие требования Министерство Просвещения РФ планирует внедрить по отношению к учителям, педагогам, урокам, структуре, результатам освоения основной образовательной программы и рабочим программам в соответствии с базисным годовым планом на 2019-2020 учебный год, читайте ниже.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 года будет завершена работа по обновлению основных школьных программ. Об этом 24 июня 2019 года заявила министр просвещения России Ольга Васильева на парламентских слушаниях на тему «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации» в Государственной Думе ФС РФ.

«После утверждения стандартов, а это планируется сделать к концу года, мы организуем работу по обновлению примерных основных программ. Эта работа должна завершиться во втором квартале 2020 года», — заявила Васильева.

Она напомнила принципы формирования стандартов: конкретизация требований к результатам, структуре и условиям реализации освоения образовательных программ; содержание ФГОСов должно быть максимально понятно всем участникам образовательного процесса, включая родителей, информирует портал regnum.ru

«Позиция министерства очень проста: обучение в школах должно проходить с использованием качественной учебной литературы, учебников не должно быть много. Поэтому мы подготовили новый порядок формирования федерального перечня учебника. В нём отражены требования, которые предъявляются к экспертам, а также их права. Документ уточняет понятие конфликта интересов, новый порядок конкретизирует и перечень критериев, с позиции которых проводится экспертиза. Тем самым существенно снижаются риски попадания некачественных учебников в наши российские школы», — пояснила министр.

«На сегодняшний день у нас 39% учителей старше 50 лет. И это хорошо, потому что это люди с огромным опытом. Но встаёт другой вопрос: на сегодняшний день у нас очень мало людей, которые возвращаются в профессию после вузов», — заявила Васильева.

Число работников возрастом до 29 лет в настоящее время составляет 5,5%, к 2029 году этот процент, по оценкам, может увеличиться до 13%.

«По нашим подсчётам, только 70% поступающих получают диплом, только половина выпускников доходят непосредственно до школьного класса», — указала Васильева.

«Это большие цифры. У нас ежегодно поступает на бюджет 62 тыс. 720 человек. И только 31 тыс. доходит до школы. Почему? Ответы на вопрос разные. И это не только вопрос в оплате и отчётности, есть и другие вопросы. Молодые учителя просто боятся идти в школу, потому что образовательный стандарт построен таким образом, что только 50 часов из всего курса обучения — это практика. Это недопустимо, и с этим надо что-то делать. Мы уже делаем», — подчеркнула она.

«В школе должны остаться и останется четыре документа: рабочая программа по предмету, календарно-тематическое планирование, электронный журнал, электронный дневник», — заявила Васильева.

Она отметила, что в рамках «цифровой образовательной среды» уже в 2019 году подготовлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть принесены в образовательное учреждение только один раз.

«Мы внесли эти рекомендации. Мы не будем делать отдельных поправок в закон. По согласованию, в частности с Минтрудом, мы будем вносить, изменив Трудовой кодекс, как уже закрепляющие эти четыре документа», — пояснила Васильева.

«Очевидно, что забюрократизированность остаётся главной проблемой школьного дня. Перед системой эта проблема стоит очень остро», — заявила Васильева.

Ранее были опубликованы результаты исследования TALIS (Teaching and Learning International Survey — Международное исследование по вопросам преподавания и обучения, проводится ОЭСР). В исследовании приняли участие 4 тыс. российских учителей и руководителей школьных организаций.

«90% учителей довольны своей работой и получают от неё удовлетворение. Но это вовсе не значит, что нет вопросов, которые требуют обсуждения», — отметила министр.

«Учителя загружены отчётностью. Проблема остаётся; есть, правда, маленькая продолжительная динамика: согласно TALIS в сравнении 2013 и 2018−2019 годы учителя отметили, что она чуть снизилась», — подчеркнул она.

Так, помимо прочего, учителям приходится заполнять отчёты, связанные с требованием различных социальных служб, налоговой, МЧС.

«Зачастую очень странные (требования). Я читала отчёты о том, чтобы предоставьте количество сосулек, укажите количество деревьев в школьном дворе… Ещё в одном отчёте: укажите, сколько человек было на субботнике, сколько мальчиков и сколько девочек. Я могу продолжать это долго, но всё это не имеет отношения к образовательному процессу и напрямую ему мешает. Я полностью разделяю возмущение, которое испытывают наши коллеги», — подчеркнула Васильева.

- Главное обновление - конкретизация требований к предметным результатам. В предыдущей редакции стандарт давал только общие установки, задавал рамку. А что именно изучается, в каком классе, - на все эти вопросы должна была самостоятельно отвечать каждая школа, - пояснили "Российской Газете" в министерстве просвещения. - Поэтому образовательная программа одной школы порой кардинально отличалась от программы в соседней школе.

С утверждением новых образовательных стандартов такая практика уйдет в прошлое. Везде будет единая фундаментальная база: и в начальной школе, и в общей. Будет прописано, что и когда должен изучать ученик. При этом связь между предметами будет прослеживаться более четко. К примеру, между историей и литературой. Математикой и физикой, физикой и технологией.

Что еще важного закрепляют новые стандарты? В них учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное - чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

- Отметим, что обновленная редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности, а также учета интересов и возможностей как образовательных организаций, так и обучающихся, - пояснили в министерстве просвещения. - Также уточнение требования к структуре основной образовательной программы позволят снизить "бюрократическую" нагрузку на учителей.

Напомним, первый проект обновленных стандартов был представлен на широкое общественное обсуждение еще год назад. И сразу вызвал бурные споры среди учителей, экспертов, родителей... В итоге совет по ФГОС при Минобрнауки (сейчас - министерство просвещения) решил одобрить проект стандартов по начальной школе. А ФГОС основного общего образования - отправить на доработку.

Над новым проектом ФГОС работали специалисты ведущих педагогических вузов страны - Российского государственного педагогического университета (РГПУ им. А.И.Герцена), Московского педагогического государственного университета (МПГУ им. В.И.Ленина), Московского городского педагогического университета (МГПУ).

- Учитывая значимость ФГОС, Министерство просвещения считает, что вносимые изменения должны пройти всестороннее профессиональное и общественное обсуждение, - подчеркнули в ведомстве.

Что особенно важно, новый стандарт позволит любому родителю и ученику посмотреть, каким должно быть содержание учебного предмета, и соотнести его с практикой в конкретной школе, с заданиями учебников, с ЕГЭ.

Директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова назвала новые ФГОС общественно-государственным договором: "Благодаря ему учитель понимает образовательный минимум, который он обязан дать ученику, а родитель – какие знания должен получить ребёнок".

– В новой версии стандартов прописаны контрольные точки с конкретными результатами, которые должен достичь ученик к определённому времени. Это поможет понять, как ребёнок освоил в конце каждого года изучаемые предметы, есть ли у него проблемы, как их можно решить. Эта точка контроля – шанс исправить то, что можно доработать ещё задолго до ОГЭ и ЕГЭ, – пояснила Оксана Решетникова.

Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Москве, директор московской гимназии № 1520 имени Капцовых Вита Кириченко обратила внимание, что в обновлённой версии ФГОС важно найти баланс между "контролем и свободой в образовательном процессе".

– В этом вопросе нужна политическая воля министерства, нужно найти баланс между свободой в образовательном процессе и вариативностью в рамках ФГОС и контролем. Так мы и сохраним обязательные параметры и в то же время не ограничим школы в обладании той степенью свободы, которая необходима для развития образования и страны в целом. Также важно помнить, что, если мы "задушим" деятельность учителя контролем и проверками на каждом шагу, мы высоких целей не достигнем, – заявила она.

Руководитель Ассоциации учителей математики, директор московской школы № 57 Михаил Случ заявил, что в стандартах следует конкретизировать школьный курс по каждой предметной области в соответствии с современными реалиями образовательного процесса. Эксперт также предложил проверять результаты обучения не после каждого класса, а перейти к оценке по этапам: например, 5–6-й классы и 7–9-й классы.

Во время обсуждения эксперты отметили, что в целом обновление ФГОС обеспечит создание единого образовательного пространства в России. После утверждения ФГОС в соответствии с ними потребуется доработка школьных учебников, сообщает портал ug.ru

Можно исписать тонну бумаги дискуссиями о том, каким должно быть школьное образование в России, можно зарыться в детали обсуждений, но в конечном-то счете все сводится к очень простому вопросу: чего мы хотим, рассуждает о процессе реформирования ФГОС Елена Чернобай, профессор Института образования ВШЭ.

Наши дети проводят в школе одиннадцать лет. Они приходят туда совсем еще малышами, а уходят почти уже сложившимися личностями. Каким будет наше главное пожелание, «поручение», которое мы дадим школе? Чему она должна научить?

Это не такой уж абстрактный вопрос. «Поручение» общества и государства действительно существует: его формулирует специальный совет при Минпросе, и называется этот документ ФГОС — Федеральный государственный образовательный стандарт.

Больше года назад, когда Минпрос еще назывался Минобром, ФГОСы по начальному и общему образованию были вынесены на обсуждение экспертов. Мы, эксперты, изучили эти проекты и дали рекомендации по их доработке. Мы заявили, что такие стандарты и обозначенные в них приоритеты отбросят нашу школу назад — в ситуации, когда она и так развивается не такими темпами, как хотелось бы, и какие демонстрируют ведущие образовательные системы мира.

Все это время продолжается доработка. Пока ФГОСы не утверждены, я постараюсь очень коротко и по-простому объяснить, что тревожит экспертов.

Представим, что есть два полюса. На одном — школа учит учиться, понимать логику и смысл того, что написано в учебниках (а не зазубривать). Уметь применять это на практике во взрослой жизни. Критически мыслить. Креативить. Общаться, работать в команде. На другом — еще больше фактов, дат, формул, текстов, только еще менее системно и с еще большим отрывом от потребностей реальной жизни. Вопрос не о том, зачем человеку знать, условно, состав атмосферы Плутона в мире, в котором наступила эпоха Гугла и Википедии, а о том, что ему делать с этим знанием, если школа никак не сумела связать его ни с окружающей реальностью, ни с сонмом других знаний, и не смогла этим знанием помочь развитию личности.

Впрочем, выяснять это нет смысла, если это все равно будет забыто через день после экзамена, и в таком случае российская школа превратится в сплошную страшную сказку о потерянном времени. Так, например, в стандарте обучение истории предполагалось фиксировать через заучивание отдельных фактов, а не через понимание того, что происходило.

Проекты ФГОСов, предложенные в 2018-м (и пока мало изменившиеся в настоящее время), еще больше смещают российскую школу к этому «второму полюсу». Я перечислю основные тезисы. Они по-прежнему не дают возможности отслеживать индивидуальный прогресс учеников, что не помогает сформироваться у них «умению учиться». Из класса в класс даются многочисленные повторы материала — без преемственности и усложнения заданий, то есть прогресс в навыках и знаниях оказывается под вопросом. Предметное содержание жестко фиксируется по годам обучения: это почти не оставляет возможности для вариативности обучения и персонального подхода. Знания рассогласованы и не образуют связей между предметами. Предметное содержание избыточно. Еще больше фактов «на все случаи жизни», которые заслоняют для учеников видение того, что дальше делать с полученными знаниями. А это означает еще больший рост перегрузок для детей и бумажной работы для учителей.

Например, программа по литературе. Очевидно, что главной ее задачей должно быть формирование читательских компетенций. Задача тем более важная в свете массового падения интереса к чтению. Увы, специалисты отмечают, что новый вариант ФГОСа, если он будет принят, только усугубит эту проблему, потому что игнорирует не только то, что связано с личностью современного школьника, но и с «живыми» особенностями литературного произведения. На щит поднят набор безапелляционных готовых знаний о том, что «имели в виду» писатели (в лучших советских традициях: школа, конечно, лучше всех знает, что «пытался выразить» Чехов, и двух мнений тут быть не может). Кто бы объяснил авторам ФГОСа, что разговор об «авторской позиции», «проблематике» и т.д. уже не очень подходит для многих произведений, написанных в последнее столетие. В нынешнем виде требование «определять авторскую позицию» предполагает «единственно верный» ответ на экзамене, и это, конечно, волюнтаризм по отношению к писателям. Давайте тогда уже вводить стандарт на «дидактические единицы» предмета, чтобы все (включая учителей) четко понимали: «авторская позиция» — это мировоззрение писателя или его героя, от лица которого ведется повествование? — и так далее. Термины, предложенные ФГОСом, нужно привести в соответствие с современным литературоведением (потому что, например, требование выделить «микроэлементы» текста — это, кажется, что-то из биологии?), да и просто исправить многочисленные ошибки (по опубликованным материалам М.Г.Павловца, НИУ ВШЭ).

В госстандарте должно быть объяснено, развитие какого умения стоит за каждым образовательным результатом. Но этого пока не сделано. Есть список «образовательных результатов»: что должен знать школьник. Но смыслового разграничения по годам (зачем это знать после восьмого, а это — после девятого класса) нет.

Эксперты предлагают в первую очередь ввести в ФГОСы оценку индивидуального прогресса учеников, чтобы можно было видеть их динамику, обеспечить преемственность и усложнение знаний и навыков, соотнести друг с другом учебный материал по разным предметам, проработать все, что связано с метапредметными результатами — то есть знаниями и умениями «вообще», а не конкретно по химии или географии. Важно понять, по какому принципу отбирается материал по предмету, увидеть, как ключевые понятия будут усложняться на новых уровнях обучения, пересекаться, дополнять друг друга. По этому пути идет весь мир.

Можно говорить о «больших идеях», ключевых понятиях, которые объясняют детям фундаментальную сущность событий и процессов: так разрозненные частные знания связываются в единую систему. Без этого миллион частных фактов, деталей забудется после окончания школы. То, что не связано с «большими идеями», не останется с учениками на всю жизнь, поскольку ничего не сообщит им о мире, в котором мы живем.

Сегодня мы видим мощный прогресс в школьном образовании таких стран, как Канада, Финляндия, Сингапур, Австралия, — именно потому, что они перестроились на развитие «универсальных компетентностей». Они развивают личность и учат, как те или иные знания можно применить в жизни и каким образом они связаны друг с другом. Без этого неизбежны неверие в пользу знаний, получаемых в школе, апатия, непонимание того, как устроен мир, — пусть даже и при знании огромного количества фактов об этом мире.

Если школа пойдет по этому пути, то это будет сплошное заучивание фактов, дат, формул, текстов, а желание «сдать» все это на экзамене станет главной мотивацией для учебы. Боюсь, не найдется места тому, чтобы научиться критически мыслить, предлагать новые решения, работать в команде, применять знания на практике… Но ведь именно по этим критериям оценивают конкурентность школ — и систем общего образования в целом.

Нам нельзя возвращаться к «заучиванию». Так мы проиграем. Вопросы конкурентоспособности российского образования стоят сегодня очень остро — это обозначено и в поручениях Президента России, — но дело и не в том, что мы с кем-то соревнуемся. Мы обеспечиваем свое будущее — ведь то, как мы будем жить через 20-30 лет, напрямую зависит от компетентностей, навыков и развитости талантов тех, кто сегодня ходит в школу. А поколение «Я учил, но забыл» вряд ли проведет нашу страну к процветанию, анализирует портал mk.ru

Напомним, что проекты обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) опубликованы для широкого общественного обсуждения. Это важнейший документ, который будет определять содержание всего школьного образования в России. Под него будет "заточен" любой учебник, любой урок, все задания ЕГЭ.

Задача обновить ФГОС и примерные основные образовательные программы, в том числе с учётом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, поставлена Президентом страны и закреплена в поручениях по реализации послания Президента Федеральному Собранию.

Главное направление обновления – конкретизация требований к предметным результатам по каждому учебному предмету. В предыдущей редакции стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций, задавал рамку требований, а что именно изучается,  в каком классе – на все эти вопросы должна была самостоятельно отвечать каждая школа. Поэтому образовательная программа одной школы порой кардинально отличалась от программы, принятой в соседней.  

Новые требования сохраняют фундаментальный характер образования, укрепляют межпредметные и внутрипредметные связи. Они разработаны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся и необходимости предотвращения их перегрузки. Уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Отметим, что обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.

Также уточнение требований к структуре основной образовательной программы, содержащихся в проектах ФГОС, позволит снизить бюрократическую нагрузку на учителей.

Учитывая значимость ФГОС, Минпросвещения России считает, что вносимые изменения должны пройти всестороннее профессиональное и общественное обсуждение, в ходе которого могут быть высказаны и учтены конструктивные предложения со стороны всех заинтересованных лиц, организаций, общественности. Для обеспечения широкого доступа профессионального сообщества и общественности к обсуждению проекта обновлённых стандартов начального общего и основного общего образования текст проекта ФГОС размещён на ресурсе preobra.ru. Ресурс предоставляет возможность дать оценку как документу в целом, так и отдельным его разделам, а также вносить предложения.

В стандартах четко отражены государственные обязательства школы перед учениками и родителями. Детально сформулированные требования стандарта помогают достичь определённого общественного консенсуса. Любой российский гражданин может ознакомиться с содержанием предмета и соотнести его с практикой изучения предмета в конкретной школе или с проверочными материалами, контрольными измерительными материалами ОГЭ или ЕГЭ.

По словам С. И. Богданова, ректора РГПУ имени А.И. Герцена, в проектах ФГОС изменена последовательность основных разделов: раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» является завершающим. В нём наряду с предметными результатами определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия реализации программы коррекционной работы.

Как отметил ректор МПГУ А. В. Лубков, обозначенные подходы позволят России войти в десять ведущих стран мира по качеству общего образования.

ИТОГО, в 2020 году учреждения начального общего и основного общего образования всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения - Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО - должны будут ориентироваться на новую систему образовательных стандартов по всем основным предметам:

Математика, Алгебра, Геометрия, Информатика (ИКТ), История, География, Природоведение, Окружающий Мир, Биология, Астрономия, Физика, Химия, ОБЖ, Естествознание, Экология, Чистописание, Родной язык, Русский язык, Чтение, Литература, Иностранный язык (английский, французский, немецкий и т.д.), Труд, Технология, Черчение, Физическая культура, Изобразительное искусство и Музыка, изучаемых в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8, 9, 10 и 11 классах школы.




15.08.2019 13:39

Другие материалы по теме:
Что вы об этом думаете?
ВКонтакте
Facebook
Смотрите также:

Главные новости

Новости партнеров