Рентабельность грузоперевозок
Предприятия создают для получения прибыли. Ее можно получить только после сформированных цен на производимые товары или услуги. Цены формируются из себестоимости товара или услуг и добавленной прибыли.
Из чего состоит себестоимость?
В себестоимость входят: затраты на сырье, топливо, коммунальные услуги, удельный расход энергии на единицу выпускаемой продукции, зарплата, налоги и многое другое. Эти расходы должны быть минимальными. Иначе, если к ним прибавить приблизительно 30% прибыли, то отпускная цена товара или услуг может оказаться настолько высокой, что продукция не будет покупаться. В этом случае предприятие работает нерентабельно, с убытком, а товар покупается у других производителей, где он дешевле.
Формирование стоимости услуг для предприятий, работающих в сфере международных автомобильных перевозок, имеет некоторые особенности. Если другие предприятия, которые изготавливают различные товары, реализуют их партиями по оптовым ценам, то грузоперевозчики должны бороться за каждого клиента, и обговаривать вопросы стоимости перевозок с каждым клиентом индивидуально.
Снизить цену грузоперевозок можно путем уменьшения затрат.
Но идти по пути снижения прибыли – это не лучшее решение. Поэтому стремятся снизить именно затраты, влияющие на себестоимость.
Такие затраты делятся на две основных группы — прямые и косвенные.
Структура прямых затрат
Прямые затраты делятся на две группы:
-
постоянные — не зависят от объемов производства;
-
переменные — изменяются в зависимости от объемов выпускаемой продукции и колебаний цен на рынке.
К постоянным затратам относятся:
-
эксплуатация основной производственной базы;
-
эксплуатация дополнительных помещений, сервисных услуг (инфраструктуры);
-
арендная плата, если она присутствует в производстве;
-
оплата труда административных работников;
-
другие накладные расходы.
К переменным затратам относятся:
-
стоимость ГСМ;
-
оплата коммунальных услуг (электроэнергия, тепло, мусор);
-
техобслуживание и ремонт автомобилей;
-
стоимость запасных частей;
-
зарплата водителям;
-
амортизация.
Структура косвенных затрат.
К косвенным затратам относится:
-
питание водителей, находящихся в рейсе;
-
приобретение мобильных телефонов для водителей и оплата услуг мобильной связи;
-
расходы, обусловленные управлением производством.
Величина косвенных расходов зависит от количества маршрутов, а также подвижного состава. Повышение количества маршрутов и автотранспорта приводит к увеличению обслуживающего персонала, а, следовательно, и к увеличению косвенных затрат.
Таким образом, снижение себестоимости приводит к повышению прибыли, а следовательно, и повышается рентабельность.
Для снижения себестоимости грузоперевозок применяют несколько методов:
-
Отказ от перевозки грузов малотоннажным транспортом. Применять автотранспорт с большой грузоподъемностью выгоднее. В этом случае снижаются удельные затраты на перевозку одной тонны груза.
-
С целью снижения затрат на приобретение горюче-смазочных материалов, устанавливается лимит их расхода на маршрутах.
Этим предотвращаются случаи хищения ГСМ водителями.
-
Автотранспорт по маршруту следует отправлять только с полной загрузкой. Перевозка недогруженного автомобиля увеличивает удельные затраты на перевозку одной тонны груза.
-
Уменьшение времени погрузочных и разгрузочных работ.
-
Использование премиальной системы оплаты труда водителей. В результате они будут заинтересованы в повышении рентабельности, а, следовательно, и производительность труда таких водителей будет выше.
-
Стремиться к снижению фонда заработной платы административных работников можно путем уменьшения их численности. Ведь правильно организованные работы могут выполняться одним работником, а не двумя или даже больше.
-
Можно переходить к оплате труда водителям, работающим по договорам на каждый рейс. Работник, работающий на окладе, не заинтересован в повышении производительности труда. Ему в любом случае гарантирован оклад. Работник, работающий по договорам, четко представляет сумму за рейс и время его выполнения. Следовательно, он стремится как можно скорее выполнить задание, чтобы начать работать по другому договору. При такой форме оплаты труда снижается также и налог на зарплату.
-
Себестоимость снижается также и за счет четкой организации доставки груза в обе стороны. Маршруты должны быть разработаны таким образом, чтобы транспорт был загружен не только в одну сторону, но и при возврате автотранспорта на базу. Этим исключается холостой пробег.
И еще, автотранспорт должен быть всегда исправен. В противном случае в пути будут поломки, из-за которых груз может быть доставлен не вовремя. А за этим стоят прямые убытки.