Страхование ответственности и грузов при перевозке
Кто несет ответственность при грузоперевозке. Мотивы и причины страхования грузов. Проблемы и ответственность экспедитора в России.
Каждый грузоотправитель хочет быть уверенным, что во время транспортирования его собственности не произойдет ее потери или порчи. В связи с этим они часто обращаются в организации, занимающиеся оказанием транспортно-экспедиционных услуг для заключения договора на сопровождение груза. В результате подписания такого документа, ответственность за сохранность груза во время его перемещения, ложится на экспедитора, который контролирует этот процесс. Но одновременно с этим, экспедитор не может гарантировать, что в процессе перевозки груз не украдут или не повредят, а заказчик в первую очередь будет винить его.
Поэтому лучше застраховать ответственность экспедитора. Это также дает преимущество среди множества аналогичных организаций, которые занимаются оказанием данного рода услуг.
Страховка является подтверждением для заказчика того факта, что это добросовестная организация, а также она является гарантом возмещения возможного ущерба.
Границы ответственности
Исходя из практики, вина за потерю, порчу груза и возмещение суммы ущерба заказчику в первую очередь ложится на экспедитора. Уже потом заказчик может провести расследование, найти виновного и с него взыскать сумму ущерба, но это будет гораздо позже.
Бывают такие ситуации, когда виновное лицо не может возместить ущерб или каким-то образом доказало свою непричастность к данному повреждению груза. Исходя из этого, ущерб возмещает экспедитор.
Мотивы страхования
Есть несколько причин для страхования его ответственности. Первая – страхуя ответственность экспедитора, грузоотправитель страхует груз от возможных рисков. А экспедитор берет на себя ответственность за его сохранность в течение всего процесса транспортирования.
Вторая – защита экспедитора от попыток взыскания страховой компанией суммы страховой выплаты грузовладельцу при утрате или повреждении груза.
И также следует сказать, что экспедитор может нанять сторонние организации для того, чтобы исполнить пункты по договору, но ответственность за их действия полностью лежит на нем.
Проблемы, которые могут возникнуть в России
Одной из проблем в работе экспедиторов России является их неограниченная ответственность, в отличие от других стран, где эта ответственность ограничена международным правом. Это тоже защита прав экспедитора.
Существует и вторая проблема – взимание суммы потери с непосредственного виновника. Часто им является перевозчик. Доказать его вину трудно, но можно. А также сложно потом взыскать денежную сумму с него, т.
к. у владельца груза прямого договора с перевозчиком нет, потому что экспедитор был посредником между ними.
Важно знать, что ответственности экспедитора и перевозчика значительно отличаются друг от друга. Ответственность экспедитора распространяется на весь процесс перевозки груза: погрузка, перегрузка, складирование и т. д. А перебои в работе грузоперевозчика не всегда случаются по его вине.
Опытный экспедитор всегда требует у перевозчика договор на страхование ответственности, но и это не всегда помогает. Даже при доказанной вине грузоперевозчика, сумма выплат за урон может быть очень мала, и владелец пытается взыскать остаток суммы с экспедитора. А он, в свою очередь, выставляет свои претензии транспортной компании, с которой зачастую почти нечего взыскать, особенно если это маленькая фирма.
Могут быть случаи мошенничества со стороны грузоперевозчика, когда груз просто пропадает. В этих ситуациях договор страхования ответственности экспедитора просто незаменим, т. к. страховая компания сначала выплачивает сумму за причиненный ущерб и только потом ищет виновного.
Компенсация по данному договору не выплачивается, если потеря, порча груза произошла из-за стихийного бедствия, разбойного нападения и др. Отправителю груза компенсируется только его стоимость. Если во время транспортирования груза оказывались какие-либо услуги, то расходы по ним тоже могут быть возмещены. Для этого нужно иметь договор на оказание услуг по транспортировке и документальное подтверждение осуществления транспортирования. Все это должно быть предъявлено в страховую компанию.